Башкирский Сайлент Хилл: история самого старого села республики

Специальный репортаж,

Первое, что приходит на ум при виде улицы Большой Купеческой в Николо-Берёзовке: мертвый город. Такой местный Сайлент Хилл. Какие тайны хранит улица-призрак в башкирском селе? И сколько человеческих трагедий за стенами заброшенных особняков? Самый высокий православный храм в республике и место, где дуют ветра сразу трех регионов. Как воспитанники детдома нашли купеческий клад? Вторая жизнь Николо-Березовки. Получит ли село, которое старше Уфы, шанс на сохранение исторической памяти?

Your browser doesn't support HTML5 video.

Легенду, что легла в основу песни, с детства знает каждый житель этого села. История о купце, что нашел в ветвях березы икону Николая Чудотворца. Отсюда и название – Николо-Берёзовка. Самый старинный населенный пункт в Башкортостане – на 24 года старше самой Уфы.

На протяжении пяти веков здесь был крупнейший порт на реке Каме. И самый большой православный храм в республике. Но кровавые события 20-го века едва не стерли Николо-Березовку с лица земли. Гражданская война, раскулачивание, расстрелы. Память о трагической эпохе теперь хранят эти заброшенные купеческие особняки. 

Улица Большая Купеческая. Первое, что приходит на ум: мертвый город. Такой местный Сайлент Хилл. И подобного мы раньше не видели нигде в республике. Целая улица из роскошных, но заброшенных особняков. Вот они, глядят пустыми глазницами окон. И за стенами каждого из них – человеческие трагедии, что разыгрались здесь больше ста лет назад.

Дом купцов Сюткиных – один из тех, что совсем недавно удалось восстановить. И его история впечатляет своим драматизмом. Известная фраза о Гражданской войне: «Когда брат шел на брата, а сын на отца», – для этой семьи стала страшной реальностью.

Людмила Клещёва – прямой потомок этого рода, и о событиях тех лет помнит по рассказам бабушки. Хозяин дома – купец Иван Сюткин – до революции жил в Николо-Берёзовке с женой и дочерью, торговал обувью, конной сбруей, дровами. И здесь же, в пристрое здания, поселился его брат Александр с семьей. Как это часто бывает, один – побогаче, второй – победнее. Революция перерубила даже крепкие семейные узы.

Получилось так, что Сюткин Александр вступил в ряды Красной Армии, а вот второй – его родной брат Иван – вступил в ряды Колчака. В результате семья раскололась.

Людмила Клещёва жительница с. Николо-Берёзовка

Составляя родословную своей семьи, Людмила Михайловна изучила сотни архивных документов, например, перепись населения 1816 года, или как ее тогда называли, «ревизскую сказку». Ей удалось отследить судьбу всех своих родных. Сын Александра, что пошел по «красной» линии, стал первым пионером в селе, а семью Ивана, что последовал по «белому» пути, признали врагами народа. Сам же он с остатками армии Колчака попал в Японию, откуда всю жизнь хотел вернуться в Николо-Березовку. Но так и не смог.

Жена Надежда, поскольку ее считали врагом народа, была вынуждена перебраться через Каму в Мазунино с Варенькой. Они просто не смогли тут жить.

Людмила Клещёва жительница с. Николо-Берёзовка

В начале 20 века Николо-Берёзовку называли хлебной столицей Прикамья. Почти у каждого купца здесь была своя баржа, амбары с зерном и даже собственные пристани. Неудивительно, что большевики, наложившие запрет на частную собственность, именно здесь встретили серьезный отпор.

Мост через речку Березовку. Раньше он стоял на железных опорах. До революции его разбирали и собирали вновь каждую весну, чтобы пропустить баржу с зерном к мельнице, которая располагалась ниже по течению. А уже в годы Гражданской войны здесь развернулись ожесточенные боевые действия. И этот мост несколько раз переходил то к красным, то к белым.

Основное движение судов проходило по реке Каме, и здесь причаливал даже царский теплоход. Село дважды посещала княгиня Елизавета Федоровна, сестра последней русской императрицы Александры Федоровны.

Пристань была там, где деревья сосновые. В царское время приходили пароходы, и они стояли по два часа, пассажиры выходили, гуляли по берегу.

Федор Бреднев, журналист, житель с. Николо-Берёзовка

Журналист Федор Бреднев родился в Николо-Берёзовке и в советское время жил в одном из домов на Купеческой улице. Кажется, что здесь он знает тайну каждого кирпичика.

Сейчас мы проходим мимо здания, где был амбар купца для хранения зерна. Потом в советский период здесь был кинотеатр, где я начинал работу художником и киномехаником.

Федор Бреднев, журналист, житель с. Николо-Берёзовка

Увлекаясь краеведением, журналист записал рассказы местных старожилов и выпустил книгу о селе. А еще сделал серию уникальных фотоснимков с вертолета и колокольни Троице-Никольского храма.

Вот этот снимок сделан мною отсюда где-то 50 лет назад. И вот я сейчас стою и вижу, что этих домов уже нет. Было много деревянных домов между кирпичными, они составляли единое целое.

Федор Бреднев, журналист, житель с. Николо-Берёзовка

Прямо в здании церкви работает историко-краеведческий музей, а потому любой желающий может подняться на смотровую площадку под куполом. От вида, что открывается отсюда, буквально захватывает дух. Здесь дуют ветра сразу трех регионов: Башкирии, Удмуртии и Пермского края.

Высота храма – 61 метр. И сейчас мы находимся на самой высокой колокольне в республике. Отсюда хорошо виден другой берег реки Камы – это уже Удмуртия и другой часовой пояс. И там же можно разглядеть еще один храм, который находится в удмуртском селе Галаново.

Именно дата основания Троице-Никольского храма – 1550 год – считается и началом жизни села. По преданию, построить церковь на берегу повелел Иван Грозный.  Как рассказывает легенда, незадолго до этого суда купцов Строгановых здесь неожиданно встали посреди глубокой реки.

В совершенно тихую, безветренную погоду их суда остановились. Они вышли на берег, им явилась на березе икона Николая Чудотворца. Они помолились ей и, когда вернулись на свои суда, пошли с прежней легкостью.

Елена Неженская, директор историко-краеведческого музея при Троице-Никольском храме

Икона на берегу оказалась вполне реальной, очевидно, оставленной на дереве отшельником. Купцы возвращались к ней еще не раз, а слава о ее чудесных свойствах разнеслась по всей стране. Уже после строительства храма икона хранилась в нем сотни лет и лишь в советские годы была украдена.

Сейчас здесь находится копия той иконочки. Здесь даже написано: точная копия, что в селе Николо-Березовка, Бирского уезда, и размер и все, точная копия.

Отец Алексий, настоятель Троице-Никольского храма

Храм оставался сердцем села на протяжении нескольких веков, и ему же как символу прежней жизни особенно досталось в советское время.

Вот эти трещины, которые проходят по наружной стороне храма и здесь, внутри, – это с тех времен, когда сбрасывали колокола. Самый тяжелый – три тонны. Когда он упал, от удара по всей колокольне пошли трещины.

Елена Неженская, директор историко-краеведческого музея при Троице-Никольском храме

Церковь превратили в пекарню, склад, а затем, как и почти все православные сооружения в стране, она оказалась на грани полного разрушения. Лишь в 90-е началось восстановление. Увидеть, как на звонницу поднимают новые колокола, в 96-м собралось более 5 тысяч человек. Спустя почти сто лет церковный звон вновь разнесся над Николо-Берёзовкой и над Камой.

У меня здесь бабушка жила, при ней сбросили колокола, а при нас уже, при внуках, заново восстанавливали храм, поднимали колокола. Конечно, это было возрождение души православного человека, радость!

Елена Неженская, директор историко-краеведческого музея при Троице-Никольском храме

Все 9 колоколов на храме сейчас новые, но в музее хранится и последний дореволюционный колокол и старинные деревянные крепления.

В эпоху общего атеизма многие местные жители все же сумели сохранить и веру в Бога, и некоторые иконы, рассказывает настоятель храма отец Алексий.  Изображения святых хранили на чердаках, в подвалах, ведь за это могли арестовать, но когда началось возрождение, начали возвращать их в храм. С одной из икон, как уверены прихожане, связано настоящее чудо.

Она была совершенно темной, текста не было видно вообще, только борода была видна, все остальное темное. И вот в течение 25 лет иконочка сама собой просветлилась на глазах наших прихожан.

Отец Алексий, настоятель Троице-Никольского храма

Еще одно удивительное место – руины на территории бывшего Камско-Березовского монастыря, что тоже находился в селе до революции. Сохранилась единственная его фотография. Ни одна из деревянных построек монастыря не дожила до наших дней, но по-прежнему стоят своды храма в честь Серафима Саровского, который начали, но так и не успели достроить монахи.

Сам храм был действующий, в нем службы велись, и Елизавета Федоровна приезжала и участвовала в этих богослужениях. Внутри там почти 5 метров своды достигали. Это все ушло под землю, намылось. В 2003 году поставили крест, чтобы знали, что это храм, святое место.

Елена Некрасова, экскурсовод Историко-краеведческого музея Краснокамского района

В советское время на домах раскулаченных купцов появились красные звезды. Где-то разместили госбанк, где-то больницу, а здесь, в особняке самого богатого купца Степана Дедюхина, устроили сначала педучилище, а потом детский дом. Сейчас от него остались только стены.

С этим зданием связана история, достойная приключенческого романа: здесь был найден настоящий клад. Несколько лет назад в Николо-Березовку приехал мужчина, рассказывает сотрудник районного краеведческого музея Елена Некрасова, и во время экскурсии поведал, что был выпускником этого детского дома. Он вспомнил, как они играли во дворе в футбол.

Мяч стукается об стену, и разный звук, глухой. Сумерки наступили, они пошли ковырять. Расковыряли и нашли столовое серебро. Попрятали у себя по комнатам, потом начали меняться – дети же. И это все дошло до преподавателей. У них все это конфисковали, конечно, но куда это потом делось, неизвестно.

Елена Некрасова, экскурсовод Историко-краеведческого музея Краснокамского района

В 80-е годы вся историческая часть Николо-Берёзовки и вовсе должна была стать дном Нижнекамского водохранилища. Власти планировали затопить эту территорию и начали расселение жителей.

Всех начали насильно переселять. Хочешь – не хочешь, давали квартиру в городе. Все со слезами. Одна жительница, к ней приходили, говорили: «Выселяйся, выселяйся». Она говорит:  «Ну куда я козу дену?» А ей: «Так на балкон!»

Федор Бреднев, журналист, житель с. Николо-Берёзовка

Повышение уровня водохранилища в итоге отменили, а старинные особняки так и остались пустыми. В последние годы некоторые из них удалось восстановить – сейчас здесь две гостиницы, ресторан. Территорию облагораживают по бюджетной программе: обустроили набережную с пешеходным спуском, в планах вернуть улице Купеческой исторический облик – выложить брусчаткой. А еще в этом году Николо-Берёзовка выиграла федеральный грант на развитие, и здесь собираются восстановить пешеходный мост.

С Парка Победы до храма будет устройство пешеходного моста через обе реки, будет пешеходная дорожка, велодорожка, люди ностальгируют, попросили нас включить данный пешеходный маршрут в проект по благоустройству, тем самым мы закольцуем историческую часть.

Радик Гильмуллин, первый заместитель главы администрации Краснокамского района

Швейная машинка, на которой шили платья купеческие жены, или трюмо, в зеркало которого смотрелась богатая барыня. Здесь, на блошином рынке в Николо-Березовке, хочется остаться на целый день, чтобы, как в музее, разглядывать каждую деталь. Впрочем, это и есть такой народный музей: все вещи сюда приносят жители села, и чего здесь только нет. Старинные санки, велосипеды, холодильник, которому семьдесят лет и который еще работает, и совершенно потрясающая коллекция кукол.

Здесь проезжал англичанин, он брал нашу русскую старину, а нам отдавал 70-е годы, Европу. И попробуйте подержите, какая тяжесть, да?

Альберт Харипов, владелец блошиного рынка

Владелец рынка – военный пенсионер Альберт Харипов. Говорит, его давняя идея получила реализацию благодаря местным жителям. И главное в этом проекте – сохранение исторической памяти о селе.

А помните, в каждом доме были фотографии на стене, в избе, у бабушки, семейные фото. Ностальгия – это такое чувство... Люди идут смотреть на вещи, радуются, увидев их.

Альберт Харипов, владелец блошиного рынка

Сегодня большинство купеческих зданий на берегу Камы по-прежнему остаются заброшенными. В администрации района готовы предоставить их в длительную аренду тем, кто захочет восстановить: предпринимателям, местным жителям. Н очевидно, что реконструкция обойдется в круглую сумму, и 9 особняков все еще ждут своего шанса, которые тают с каждым днем.

На том же месте, спустя 30 лет. Художник Рауф Ахметгараев вновь пишет картину, на которой дом купцов Шишкиных. Вот только разница впечатляющая. Тогда – действующая больница, сегодня – почти руины.

Мы наблюдаем постепенно исчезающее красивое здание. Сначала крыша ушла, потом кирпичная кладка постепенно. И я хотел бы, чтобы этому зданию не дали полностью рухнуть. Это же история, она должна остаться!

Рауф Ахметгараев, художник

И все-таки местные жители верят, что многовековую историю села удастся сохранить. И что манящая туристов улица-призрак станет еще более привлекательной, когда в эти дома вновь вернется жизнь.

Это место такое притягательное для многих, кто сюда приезжает. Видимо, действительно, что-то от этой иконы святое остается в людях, в душе, это светлое. Видимо, так.

Николай Хохряков, житель с. Николо-Берёзовка