Башкирский театр оперы и балета с триумфом выступил на исторической сцене Большого театра. Московской публике представили постановку, премьера которой состоялось в Уфе осенью прошлого года, – оперу «Садко». Это один из самых красивых спектаклей в репертуаре башкирского театра. Почти полтысячи костюмов и двести артистов. О том, как это было, смотрите в нашем специальном репортаже.
Кажется, стены гримёрки сами расступятся перед мощью голоса – больше не в силах её сдерживать. Здесь Альфия Каримова проводит распевку перед единственной репетицией накануне спектакля и наносит финальные штрихи образа. Генеральный прогон проходит при полном параде.
Один день на то, чтобы перестроиться. Каждый зал «поёт» по-своему. И легендарная сцена Большого театра не исключение. Но здесь, признаются артисты, она вовсе проверяет их на профессионализм.
Подстраиваться пришлось не только артистам. Декорации надо подогнать под масштабы Большого. Но значительных изменений они не претерпели. Московская публика увидит то же, что еще недавно показывали уфимским зрителям. Спектакль, что называется, без купюр. В его классическом варианте.
«Садко» – это масштабная постановка. 200 человек, где от каждого зависит, как будет выглядеть общий рисунок. Задействована почти вся балетная труппа башкирского театра. И на сцене Большого им приходится нелегко. Как и преподавателю ГИТИСа, по совместительству хореографу-постановщику Ирине Филипповой. Сцена отличается, и за одну репетицию нужно суметь под неё адаптироваться, найти решения.
Это не первый спектакль Башкирского театра оперы и балета, который представляют московской публике. Ранее на исторической и новой сценах Большого уже показывали постановки «Фауст», «Аттила», «Дон Кихот» и «Вита Нова».
Так звучит Большой уже незадолго до начала постановки. Спокойная, размеренная работа. Спустя час зал заполнит почти тысяча зрителей. Среди гостей, пришедших посмотреть постановку башкирского театра, много лиц, знакомых всей стране. Вот телеведущие Елена Малышева и Арина Шарапова в компании сенатора Лилии Гумеровой. Свои места уже заняли мэтр композиторской школы Александр Чайковский и его жена. Глава республики Радий Хабиров спектакль смотрит также вместе с супругой. Рядом полномочный представитель президента страны в ПФО Игорь Комаров. Свет гаснет, зал замирает. На исторической сцене исторический момент для Башкирского театра оперы и балета.
Не первая постановка башкирского театра, оказавшаяся на главной сцене страны, но точно особенная. «Садко» Римкого-Корсакова считается сложным произведением как для певцов, так и для музыкантов. Да ещё и авторы постановки старались сделать так, чтобы зритель словно окунулся во времена императорского театра конца 19 – начала 20 века.
Зрители и вправду словно забывают, где находятся. Из Уфы привезли почти полтысячи невероятных костюмов, сшитых вручную. Кокошник солистки Альфии Каримовой, исполняющей роль царевны Волховы, везли в специальном защитном кофре. Головной убор воссоздан с образа первой исполнительницы этой роли постановки 19 века. А остальные костюмы – это калейдоскоп народных одеяний 18 столетия. Некоторые артисты за постановку меняют по нескольку образов. И время на это ограничено. Семь раз «переодевали» и сцену.
Пока зрители отдыхают во время антракта, члены труппы продолжают работу. Подправляют макияж, образы, готовятся к следующему действию.
Премьеры спектаклей башкирского театра на сцене Большого становятся доброй традицией.
Чтобы привезти в Большой театр такую оперу, как «Садко», нужно иметь смелость, считают деятели искусств. После спектакля Радий Хабиров зашел за кулисы поблагодарить артистов от своего лица и передать благодарность от восторженной публики.
И чтобы повторить или превзойти успех, Башкирскому театру оперы и балета нужно будет постараться. В этот раз больше десяти минут длились овации. И, возможно, звучали бы еще дольше. Но занавес в какой-то момент должен опуститься – каждая сказка, даже самая красивая, имеет конец.