Приемные дети и общие трагедии: удивительные истории семей из Башкирии

У супругов Сергеевых 9 детей. Из них шестеро из детского дома, пятеро – инвалиды. У Ильдуса Салихова вместе с женой Фаридой 11 приемных детей и двое кровных. Для паралимпийца Ирека Зарипова, который попал в аварию и потерял ноги, опорой стали родители. Отцу приходилось первое время носить сына на руках. Это было испытанием не только для их ребенка, но и для них самих. А Марат и Марина Набиуллины – сами инвалиды, но друг для друга – опора и поддержка. Удивительные истории семей, в которых главное – это любовь.

Если про кого и можно сказать «их дом полон детского смеха», так это про Сергеевых. Хотя у многих из членов семьи за плечами далеко не столь радужное прошлое. У Татьяны и Константина 9 детей. Из них шестеро из детского дома. Пятеро – инвалиды. Изначально, признаются супруги, хотели одного ребенка. Родилась девочка. На тот момент у Сергеевых были продуктовые магазины. Супругов как предпринимателей пригласили на праздник в детский дом. И один мальчишка навсегда изменил их жизнь.

Татьяна Сергеева: «Сам подошел, начал с нами разговаривать. Такой общительный, тогда еще маленький. – Умеете рисовать? – Да, говорю, умею. – А что у тебя в руках? – Ключи. – Какого цвета? – Белого. – Блин, я желтые люблю».

Любителя желтых автомобилей они уже не смогли отпустить. Так же как его младшего брата и сестру – от девочки незадолго до их встречи отказалась приемная семья. Вскоре им вновь позвонили из органов опеки. Попросили на время карантина приютить трех девочек. Вот только есть один нюанс – дети глухонемые.

Татьяна Сергеева: «Первую неделю мы переписывались записками. Зовём кушать. Не знаем, как это озвучить, как это сказать, жестовую речь мы вообще не понимали. А когда повезли назад, они сказали, спросили: «Мам, вы нас заберете?»

Фото №1 - Приемные дети и общие трагедии: удивительные истории семей из Башкирии

Сказать нет не позволили ни совесть, ни сердце. Общаться вскоре стало легче, язык жестов выучили не только родители, но и остальные дети.

Волна

В детском доме они мечтали, чтобы у них появилась хотя бы мама. И даже подумать не могли, что вскоре обретут братьев, сестер и отца, который научит, подскажет и даст мужской совет. У Ильдуса Салихова вместе с женой Фаридой 11 приемных детей и двое кровных. Семеро уже покинули родительский дом. Первого ребенка супруги усыновили в 2006. Свои повзрослели, а в сердце еще хватало места для других.

Фарида Салихова: «Муж сам выбрал. Вот как-то ему попался мальчишка, они играли в футбол на улице. Пока я разговаривала с директором, он этого мальчика с улицы привел и сказал: «Вот это наш сын». Второй раз мы поехали в детский дом уже через два года. Я просто зашла в группу, где дети делали уроки и увидела свою Альбину, маленькую, 8 лет. Кудрявенькая, черная, красивая девочка. Ну всё. Запала в душу. Если ты его увидел, и он у тебя в душе, значит, это твой ребенок, ты без него не сможешь – это однозначно».

Она про каждого может рассказать особенную историю знакомства. Да так, словно их встреча стала чудом не столько для ребенка, сколько для них с мужем.

Фото №2 - Приемные дети и общие трагедии: удивительные истории семей из Башкирии

Фарида Салихова: «Вошла в калитку, и бежит вот такой маленький. Настоящий Филиппок. В белых штанах, штаны падают, он их подтягивает. Босоножки шлёп-шлёп, видимо, не по размеру. И бежит, кричит, шепелявя: «Шашка! Шашка! Мама нашла». Мы с ним сели на скамейку, он сидит рядом и так тихонько раз! – и на коленках у меня. Обняла его. Он положил мне свою голову на грудь и говорит: «Мама, да? Мама, да?»

А вот тот самый Филиппок, уже возмужавший. Их со страшим братом долго пытались поймать органы опеки. Мать пила. Жили то в подвале, то в землянке. Возле леса прохожие услышали плач ребенка. Вызвали полицию. Так нашли Никиту.

Фарида Салихова: «Он сейчас даже не может предположить, что он не родной, что он откуда-то, чей-то. Даже со своим родным братом он спорит. Он говорит: «Не ври! Не ври! Это наша родная мама. Это та тетенька нас украла, а мама нас нашла. Это та тетенька нехорошая».

Грань свои и приемные для них давно стёрта. Спокойная и задумчивая Катя, трудолюбивая и, как говорит Фарида Салихова, словно ее второе крыло, Алина, маленькая Танюша, которая на следующей день, как появилась в семье, бросилась защищать во дворе от третьеклассника Никиту. Потому что брат. И друг без друга они уже не представляют жизни.

Ильдус Салихов: «Даже когда в лагерь уедут на месяц, ждешь, когда вернутся. Как будто потерял что-то».

2010 год. Возвращение Ирека Зарипова с Паралимпиады в Ванкувере. С собой он привез четыре золотые медали. Цветы, поздравления, овации. И лишь его родители знают, чего стоил этот успех. В 17 лет, управляя мотоциклом, Ирек Зарипов попал в аварию. Потерял ноги.

После аварии его опорой стали родители. Отцу приходилось первое время носить сына на руках. Это было испытанием не только для их ребенка, но и для них самих. Айрат Зарипов познакомился с будущей женой, когда мальчику было четыре года. Родной отец оставил семью. А он даже в самые тяжелые моменты совместной жизни и думать не смел о таком. Поставила бы мужу памятник, говорит Василя Зарипова. Они вместе больше 30 лет, но день знакомства помнят, словно это было вчера.

Он сначала на одной ноге заводит в дом жену, а уже потом заходит сам. Друг для друга они опора и поддержка. Рассчитывать больше не на кого. Когда Марина упала с пятого этажа и оказалась в инвалидном кресле, родственники от нее просто отвернулись. А у Марата из близких взрослый сын и пожилая мама в Удмуртии, откуда он и переехал в Бирск. Познакомились в Интернете и вот уже два года живут вместе.

Фото №3 - Приемные дети и общие трагедии: удивительные истории семей из Башкирии

Живут на пенсии по инвалидности и пытаются подзаработать. Латают бракованные перчатки. 1,50 за штуку. Копейки, но всё же какие-никакие, но деньги. Дом – обветшалое деревянное здание. И то не свой, брата Марины, который сейчас находится в колонии. Скоро освободится, и тогда супругам придется вернуться в жилье, где прописана Марина. Бывшая проходная швейной фабрики. 17 квадратов.

Когда оба лишились возможности ходить, думали – всё, на этом жизнь закончилась. Замкнулись в себе. Но после встречи словно вырвались из клеток, в которые их загнали обстоятельства. Взяли в кредит машину, чтобы быть мобильнее. Отдают за нее одну пенсию. Зато теперь могут поехать за продуктами, выбраться на прогулку вместе с друзьями. Отпраздновали недавно День семьи, любви и верности. Три постулата, ради которых они живут, вопреки условиям и поворотам судьбы.

С Мариной и Маратом мы случайно познакомились на празднике в Бирске, когда приехали снимать награждение героев нашего репортажа. Не обратить внимание на них было невозможно. Не потому что на колясках, а потому что чувствовалась, с какой любовью и теплом они относится друг к другу.

8 июля – День Петра и Феврония, покровителей семьи и брака. Они стали олицетворением любви и верности. Она, простая крестьянка, исцелила князя от проказы. Он взял девушку в жены, но бояре поставили перед выбором: либо трон, либо возлюбленная. Петр остался верен супруге. Радий и Каринэ Хабировы вручили госнаграду – медаль «Родительская доблесть» тем, кто хранит семейные ценности, воспетые святыми Петром и Февронией. А также супружеские пары получили медали «За любовь и верность».

Многие из награжденных в браке уже более полувека, а кто-то еще только идет к этой дате. Мы спросили у них, что в отношениях они считают самым главным. Не ради медалей, признаются наши герои, они хранили любовь, поднимали детей и брали малышей из детского дома. Семью Сергеевых, например, поначалу не понимали близкие: зачем им это? А Татьяна с Константином тогда не знали, что сказать. Теперь ответ им известен. Ради вот этой огромной коллекции самодельных открыток, которые дети дарят им на каждый праздник. Ради семейных вечеров, радости за успехи ребят, да и хотя бы ради этой песни. Большего и не надо.

Автор: Анастасия Ильчибаева

Фото №4 - Приемные дети и общие трагедии: удивительные истории семей из Башкирии
Уфимская волна
Как получить 250 тысяч вместо земельного участка многодетным семьям в Башкирии