Эксперты: в Башкирии из-за гибели пчёл мёд подорожает минимум на 30%

У башкирских пасечников совсем не сладостные перспективы. Рынок мёда, что ассоциируется с республикой, в этом году может оказаться в великой депрессии. Но в отличие от американского кризиса перепроизводства начала 20 века, национальный бренд Башкортостана рискует стать дефицитным, а значит предельно дорогим для тех, кто привык дополнять обеденный стол мёдом.

Территория пасеки превратилась в место массового захоронения. Насекомые, едва долетев до улья, падают замертво. Зуфар Мирасов из деревни Красная Звезда развел в тазике сахарную смесь, чтобы пчелы не летали к посадкам сельхозкультур. Именно там, по мнению пасечника, они, собирая нектар, травятся инсектицидами.

На посадке гречихи мужчина собирает образцы протравленных растений и почвы. В дальнейшем Зуфар отправит их на анализы в Уфу, дабы подтвердить свои подозрения о том, что фермеры нарушили республиканский закон: провели обработку пашни рядом с населенными пунктами, не предупредив об этом пасечников. В итоге пострадали десятки людей, чьи пасеки существенно пополняли семейный бюджет.

Фото №1 - Эксперты: в Башкирии из-за гибели пчёл мёд подорожает минимум на 30%

Фарит Баянов из деревни Тазеево теперь может рассчитывать лишь на свою пенсию. Урожай мёда в этом году собрать не получится. В каждом из девяти ульев уже погибли матки, а рабочие пчелы доживают последние дни. Семьи насекомых в таких случаях поражает моль, разрушая соты. Раньше люди могли хоть как-то дополнительно заработать. Но теперь они вынуждены сворачивать свой маленький бизнес: говорят, что восстановить здоровье пчелосемей уже нельзя.

С жалобой на хозяйства, которые без предупреждения обработали пашни инсектицидами, пчеловоды обратились в районную ветстанцию. Чтобы исключить эпидемию, там провели анализы, но для всестороннего исследования мертвых пчел нужно специальное оборудование, которого в райцентре нет.

Азамат Рахманов, начальник ветеринарной станции Илишевского района: «Взят подмор пчел для исследования в районной лаборатории. Его уже провели, инфекционных и паразитарных заболеваний не выявлено».

По правилам, владельцы пашни, которая находится рядом с населенным пунктом или пасекой, обязаны оповестить людей о предстоящей обработке сельхозкультур химикатами против вредителей. Либо это объявление в газете, либо на официальном сайте местной администрации. Но, например, в Красной Звезде нет интернета, а прессу многие не выписывают.

Айдар Хаматшин, заместитель руководителя филиала Россельхозцентра РФ по Республике Башкортостан: «Сельхозпроизводители должны оповещать пчеловодов через глав сельских поселений».

Волна

Аналогичная ситуация случилась и в деревне Петропавловка Миякинского района, где жертвами химии против вредителей стали кормильцы. Люди утверждают, что не видели никаких объявлений, как и не слышали предупреждений от главы сельсовета. У каждого улья – горсти мертвых пчел. Насекомые-охранники, чувствуя опасность для колонии, проявляют агрессию. По мнению Владимира Калганова все семьи пчел уже обречены. Заражению подверглись в том числе матки, которые уже не смогут давать здоровое потомство. Мужчина говорит, что впервые столкнулся с таким ущербом для хозяйства.

Такая же беда и у Наумовых из Березовки. Семья содержит больше ста ульев. Пасека находится в природоохранной зоне, и, по словам супругов, гибнут здесь не только пчелы, но и другие живые существа.

Елена Наумова, владелица пасеки в д. Березовка: «Погибают и шмели, и другие полезные насекомые. Скоро эта земля останется пустой, как выжженная».

Люди считают, что в бедность их ввергают сельхозпроизводители, которые в этом году посеяли рапс. Это высокодоходная культура, которая требует особой обработки химией и инсектицидами. Совпадение или нет, но во всех случаях массовой гибели пчел фигурируют посадки рапса. Растение семейства крестоцветных во время роста и цветения привлекает очень много вредителей. Поэтому, по мнению аграриев, чтобы получить урожай обязательно внесение химических притравок и пестицидов.

В подтверждение пчеловоды демонстрируют упаковки из-под химикатов, найденные в поле. Люди собираются представить их как вещественные доказательства. Судя по инструкции, химия имеет 2-й класс опасности для человека. Насколько она вредна для насекомых, можно лишь догадываться.

Фото №2 - Эксперты: в Башкирии из-за гибели пчёл мёд подорожает минимум на 30%

Формально требование предупредить пчеловодов о химобработке было выполнено: в газете появилось объявление. Но закрыть пасеки невозможно, как и вывезти десятки ульев из зоны поражения. Фермеры разводят руками: пчел жалко, но не пропадать же рапсу.

В районе работала выездная ветлаборатория и активисты Общероссийского народного фронта. Они обнаружили канистры с инсектицидами, которые должны быть утилизированы.

Мурад Шафиков, модератор площадки «Экология» регионального штаба Общероссийского народного фронта: «Выясняем, как велась обработка, соблюдалась ли концентрация. Наличие канистр записали на видео».

Главный агроном хозяйства не скупится на признания. На складе – бочки и канистры с ядами, которые не то что для пчел – смертельно опасны и для человека. Фермеры не скрывают: химикаты вносили, но вынуждено. Посадки атаковала капустная моль, которая давно адаптировалась к щадящим средствам обработки.

Проверяющих интересует не только состав химикатов, но и наличие респираторов, а также документация, доказывающая, что персонал прошел курс подготовки при работе с инсектицидами. О результатах инспекции в прокуратуре пока не сообщают. А вот сами фермеры уверены в своей правоте. О внесении химикатов пчеловодов предупредили через газету, а те в свою очередь не вывезли пасеки с мест поражения. Руководители хозяйства «Дружба» обещают впредь помочь с этим, и при повторной обработке рапса транспортировать улья в лес за свой счет.

Что касается объявления в газете, то многие его просто не увидели, так как не выписывают районную прессу. Обделены информацией сельсовета и те, кто не имеет паспортов и прочих необходимых документов, подтверждающих наличие пасеки.

На стойке информации сельского поселения появились аж два объявления о предстоящих обработках полей. При этом не указывается, вопреки законодательству, какой химией будут обрабатывать культуры и каков срок их поражающего действия. Правда, сами владельцы пасек говорят, что памятки повесили лишь сегодня, а смертоносные для пчел обработки начались более двух недель назад.

В Минсельхозе создали рабочую группу, чтобы разобраться в причинах массового мора медоносных насекомых. Такая ситуация зафиксирована уже в 10 районах республики. И везде причиной тому считают обработку рапса, в этом году его посадили больше чем обычно на 40 процентов. В ведомстве сообщили, что аграрии, чья вина в гибели пчел будет доказана, компенсируют ущерб в соответствии с законом.

Ильшат Фазрахманов, и.о. заместителя премьер-министра правительства, министра сельского хозяйства Республики Башкортостан: «Мы видим проблему в неэффективном взаимодействии между фермерами и пчеловодами. Многие пчеловоды нигде не зарегистрированы, поэтому аграрии не знают, где находятся пасеки. Убедительно просим всех участников рынка работать вместе».

Башкортостан не единственный регион, где массово гибнут пчелы. Эксперты оценили ущерб в триллион рублей, а в Госдуме проблему назвали системной. Главной причиной потери целых пасек пчеловоды называют обработку посадок пестицидами. Аграрии в свою очередь разводят руками: без этой процедуры не будет урожая. Россельхознадзор тоже оказался бессилен после того, как ведомство лишили полномочий по контролю за производством и оборотом пестицидов. Пасечники для защиты своих прав требуют от парламентариев принять закон «О пчеловодстве». Кроме Башкортостана, массовая гибель пчёл зарегистрирована в других регионах Поволжья и Центральной России, а также в Алтайском крае.

Ришат Кутлиматов, заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан: «В Управление обратилось более 20 пчеловодов из разных районов республики. В Стерлитамакском районе выявлена проба, это инсектицид «Лямбда-цигалотрин» и «Эсфенвалерат». Инсектицид контактного действия, в растениях сохраняется от 20 до 30 дней».

Эксперты полагают: из-за массовой гибели медоносных насекомых цена на сладкий продукт вырастет минимум на 30 процентов. Пчеловодам и аграриям придется искать компромисс, в крайнем случае слово остается за властями, чтобы сохранить репутацию башкирского меда в преддверии всемирного конгресса «Апимондия», который пройдет в Башкортостане в 2021 году.

Автор: Максим Окунев

Фото №3 - Эксперты: в Башкирии из-за гибели пчёл мёд подорожает минимум на 30%
Акции БСТ
Как получить 250 тысяч вместо земельного участка многодетным семьям в Башкирии