«Мы думаем, как бы найти денег, а мать покупает айфон»: история волонтера из Башкирии

История маленькой девочки Сони из крошечной деревни Алатаны в Стерлитамакском районе долго не сходила с первых полос газет и сюжетов поисковиков. Девочка родилась с деформированным лицом и сросшимися пальчиками на руках и ногах. У родителей Софьи не было денег ни на лечение дочери, ни на улучшение домашних условий: семья ютилась в доме без отопления и воды. Сейчас жизнь Софьи кардинально поменялась: она живет в светлой и новой квартире, летит в Израиль на лечение и скоро пойдет в садик. Возможно, о ней бы никто никогда не узнал, если бы в их дом случайно не заехала Регина Биргулиева - волонтер и основатель благотворительной организации.

Фото №1 - «Мы думаем, как бы найти денег, а мать покупает айфон»: история волонтера из Башкирии

Как маленькие праздники превратились в кризисный центр

Мы договорились встретиться с Региной около здания местного ночного клуба. Регина с мужем встречают нас у порога местного клуба. Женщина добродушно улыбается и с гордостью говорит: «Это мы недавно переехали в новое помещение. Нам мужчина любезно предоставил его, сделал большую скидку».

Пока готовим камеру и радиомикрофоны, Регина показывает многочисленные грамоты и благодарности.

Изначально у нас было агентство, которое проводит праздники. Так получилось, что один раз мы провели бесплатное мероприятие для детишек, после чего мои девочки-аниматоры предложили проводить благотворительные праздники. Мы начали ставить театральные представления для детей из детских домов. А потом мне приснилось во сне, как я организовываю благотворительную группу, я ее назвала «Радуга добра». С этого года мы стали кризисным центром для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Регина Биргулиева, волонтер

Все началось в 2016 году. Тогда к Регине обратилась мама, воспитывающая одна дочку-инвалида. Женщина попросила организовать праздник в честь дня рождения малышки. Регина тогда еще не знала, какой масштабной станет ее деятельность.

Фото №2 - «Мы думаем, как бы найти денег, а мать покупает айфон»: история волонтера из Башкирии

Раньше я даже не могла подумать, что когда-либо буду заниматься благотворительностью. Даже не представляла, что я буду этим жить. Теперь я не могу уснуть, если знаю, что у меня кто-то голодный, кто-то без памперсов, кто-то без смеси. Я уже вообще перестала в последнее время спать.

Регина Биргулиева, волонтер «Радуги добра»
Республика Башкортостан. Международная выставка-форум «Россия»

Осознав, что людей, которым требуется помощь, становится все больше, Регина приняла решение вместе с командой открыть кризисный центр. Сейчас они пытаются охватить максимальное количество проблемных зон: от материальной помощи малоимущим семьям до помощи женщинам, пережившим домашнее насилие.

Людей стало очень много, они обращаются каждый день. Иногда бывает, что в день 10-15 звонков. Мы оказываем психологическую, редко материальную, в основном, продуктами помогаем, оплачиваем лечение. Все подразделения сейчас распределены. Помогаем всем. Даже бабушки к нам обращаются, которых бьют внуки, такие тоже есть. Но самая основная задача – помощь мамам, чтоб они не отдавали детей в детский дом. У нас есть мамы, которые выпивают. Но из 100% обратившихся 80% - стали хорошо жить.

Регина Биргулиева, волонтер

По словам Регины, очень важно, чтобы женщина смогла перенастроиться и направить свои мысли в позитивное русло. Просто так деньги на руки «Радуга добра» не дает. «Важно, чтоб женщина сама научилась зарабатывать и быть ответственной за деньги», - говорит Регина.

Когда пытаешься ей показать, что в квартире будут новые обои, вот купим игрушки, переставим мебель, ставишь цели и задачи, направляешь ее мысли в другую сторону, все меняется. Кому-то находим работу. Некоторые даже не знали, что умеют шить, вышивать. Моя подруга даже из-за меня клининговую компанию открыла, чтобы женщина могли у нее работать. Все, в основном, при деле.

Регина Биргулиева, волонтер

В волонтерской деятельности самая главная проблема – доверие сторонних наблюдателей. Регина ездит на хорошей иномарке, отлично выглядит. Только потом в разговоре узнаешь: машина не её, а мужа, который работает на вахте. Пока его нет в городе, женщина уверена, что может спокойно ездить по району на исправном авто. Каждая поездка к нуждающимся – минимум 500 рублей на бензин.

Фото №3 - «Мы думаем, как бы найти денег, а мать покупает айфон»: история волонтера из Башкирии

Я задаю Регине вопрос, который часто возникает у некоторых подписчиков их группы: «Почему перевод денег поступает на счет организации, а не на счет матери?». Многих терзают сомнения, а не идут ли эти деньги в карман волонтеров?

В карман волонтеров эти деньги не идут, у меня на каждую копейку чек есть. Сейчас объясню, почему так. Был пример, когда перевели 200 тысяч одной маме, а она сделала операцию ребенку бесплатно, а потом пошли купила себе айфон и так далее. И это все в тот момент, когда мы там тряслись, не знали, как детям найти деньги! Поэтому у нас общий счет, эти деньги все равно идут другим семьям. За все время у нас только две мамы позвонили и сказали: «Нам не пригодились деньги». Они перевели их обратно. А другая не даст.

Регина Биргулиева, волонтер

«Она рисует круги на стене и требует 300 тысяч»

У волонтерства есть и обратная сторона. Недавно по просьбе врачей местной больницы Регина связалась с матерью больного ребенка. Мальчик ел только одну печеньку в день и ходил в туалет лишь с помощью клизмы… раз в месяц.

Когда в первый раз съездили наши психолог и социолог они были в шоке. Они говорят: «Регина, там непонятно что». На стенах нарисованные карандашом круги, до потолка. Ребенок не ходит, а живут они только вдвоем. Следовательно, она сама рисует круги на стене. Окошки не открываются. Я предложила ей сделать ремонт, а она говорит: «Мне не нравится в этой квартире». Объясняю, что мы не можем купить квартиру. Меня мама ребенка восприняла иначе, она захотела от меня лишь 300 тысяч рублей на диагностику болезни в Израиле. Говорит: «Если не можете мне их дать, то уходите».

Регина Биргулиева, волонтер

Мы решили связались с Луизой М. (имя изменено, - прим.ред.), чтобы узнать и ее точку зрения. Однако женщина считает, что весь город ополчился против нее.

Они пришли в мой дом, фотографировали моего ребенка без разрешения. Начали собирать мне деньги во «ВКонтакте». Но так и я могу помощь просить. А то, что они собирают деньги на памперсы или на колготки, это смешно. Ну, колготки-то мама ребенку может купить ведь. В общем, они меня очень обидели и оскорбили тем, какой меня выставили.

Луиза М., жительница Стерлитамака

Разумеется, встречаться с нами женщина отказалась. Информацию о ней волонтеры передали чиновникам. Неизвестно, обратили ли они внимание на тревожный сигнал.

«Администрация больше не хочет с нами дружить»

Самый больной вопрос, который стоит перед Региной, это проблема с помещением для кризисного центра. Сейчас она сама снимает две квартиры для женщин, которые сбежали от своих жестоких мужей. В этих случаях, как правило, медлить нельзя. Домашнее насилие уговорам не поддается.

Мы интересуемся: насколько доверительны отношения Регины и администрации города? Женщина делает грустный вздох, по которому все понятно без слов. По ее словам, чиновники никак не реагируют на просьбы добровольцев.

Мы не раз обращались к Куликову [Владимир Куликов, глава администрации Стерлитамака - прим.редакции]. Нам, во-первых, нужно было помещение под кризисный центр. У нас много людей, которых бросают риелторы, которые именно с детских домов, инвалиды, те же самые мамы. В основном «детдомовский» контингент. Они выходят замуж, муж бьет, издевается, насилует. Они сбегают от него чуть ли не голые. Их опять же деть некуда. Случаев много. Мы уже даже не бесплатно просили. Нет, мне отказали. Аргументировали ничем.

Регина Биргулиева, волонтер

К тому же, осложнилась работа с администрацией Стерлитамакского района. По мнению Регины, это случилось после той самой истории с Софьей.

Стерлитамакский район - там вообще печаль-беда. До этого мы были друзьями, а теперь они не хотят с нами дружить. За год работы - мы посчитали - своими силами наш фонд собрал и потратил 1,5 млн рублей. Можно сказать, вложили их в Стерлитамакский район. А сейчас они обсуждают на планерках то, что не нужно пускать волонтеров в дом, а то вдруг помогут. «Почему какая-то Регина может отопление в дом провести, а вы не можете?». Им проще не пускать волонтеров дом, чтобы не показывать свою не работу.

Регина Биргулиева, волонтер

Вообще у Сони Гизатуллиной все могло быть иначе. Регина ездила в деревню целый год к другому мальчику. А потом ей случайно рассказали, что есть семья, которой очень нужна помощь.

Мы не думали, что это будет так масштабно. Никто на это не рассчитывал. Призыв был в том, что мы устали от бездействия администрации Стерлитамакского района, работники, которой приезжают, фотографируются с детьми-инвалидами и уезжает. Призыв был даже не о помощи Софье, а о помощи всем детям района. Они не получают памперсы, коляски, им отказывают в обучении, хотя ребенок может учиться дома. Призыв был именно такой.

Регина Биргулиева, волонтер

К слову, 18 ноября Софья летит в Израиль. Возможно, только благодаря резонансу ее жизнь станет лучше.

«Они хотят забрать детей? Это будет на их совести»

Едем в деревню Кузьминовка. Здесь живет семья Клевец, ранее мы уже писали их историю. Пока на трассе есть связь, Регине звонят клиенты: очередной детский праздник.

Фото №4 - «Мы думаем, как бы найти денег, а мать покупает айфон»: история волонтера из Башкирии

-Да, здравствуйте. Да, на какое число вас интересует?... Да, у нас есть много героев: Фиксики, например…

Спустя некоторое время телефоны отключаются – связь отсутствует. Для жителей деревни Кузьминовка добраться до Стерлитамака стоит примерно тысячу рублей на такси туда и обратно. Для семьи с двумя больными это тяжелее вдвойне.

Фото №5 - «Мы думаем, как бы найти денег, а мать покупает айфон»: история волонтера из Башкирии

К семье Клевец после истории Сони зачастили органы опеки. В последний их визит Светланы, мамы двух детей-инвалидов, не было дома. Ей сделали замечание: «Почему нет забора? Поставьте забор».

Мы им проводили канализацию в дом, поэтому пришлось разобрать забор. Но нет, администрация и до этого докопалась. Вот в середине ноября будем устанавливать новый забор, уже все заказали.

Регина Биргулиева, волонтер
Фото №6 - «Мы думаем, как бы найти денег, а мать покупает айфон»: история волонтера из Башкирии

Светлану Клевец странные визиты опеки настораживают. Она осторожно делится предположениями: неужели у нее хотят забрать детишек? Неизвестность сильно угнетает взрослую женщину.

Я даже не знаю, что думать насчет этих визитов. Будто хотят найти повод забрать у меня детей. Не понимаю, зачем к нам ходить. Мои дети накормлены, одеты, чистые. Есть семьи, на которые органы опеки действительно должны обратить внимание. Они хотят забрать у меня детей? Я все делаю как надо, это будет на их совести!

Светлана Клевец

«Волонтерство – большая психологическая нагрузка»

Регина не скрывает: волонтерство – это тяжело. Больнее всего переносятся злобные, полные ненависти комментарии.

У меня дома даже пылесоса уже нет, я его отдала. Вот кто-то со злостью и ненавистью пишет в социальных сетях всякое. Тут и так тяжело, потому что есть ребенок, денег не хватает и не знаешь, как помочь, а тут еще в комментариях где-нибудь начинают задевать. Но у нас такая команда, мы друг друга всегда поддерживаем, стараемся на плохое не обращать внимание и вместе работаем, так легче.

Регина Биргулиева, волонтер

Есть несколько способов потратить заработанные деньги. Первый, самый простой и понятный многим из нас – потребление. Отдых, автомобили, квартиры, тусовки с друзьями. Назовем это «стандарт пак». Приставку «премиум» мы получаем лишь только тогда, когда начинаем тратить деньги на других, а не на себя.

Фото №7 - «Мы думаем, как бы найти денег, а мать покупает айфон»: история волонтера из Башкирии

Мы интересуемся у Регины – каким должен быть доброволец? Она отвечает: честный, открытый, откровенный, добрый. Но самое главное, считает она, это понимание, что тебя на всех никогда не хватит. Но это вовсе не означает, что ты сделал мало, ведь добро начинается с намерений.

Конечно, тебя на всех не хватит, потому что это тяжело. Я же говорю, если кому-то помогли, то другой обижается: «А почему этому помогли, а этому не помогли?». Да и люди разные бывают. Кому-то нужна помощь, кому-то – нет. Каждый просто не сможет быть волонтером, это психологически тяжело. Это нужно иметь такое спокойствие.

Регина Биргулиева, волонтер

Вместо эпилога

Справедливости ради мы сделали звонок в районный центр психолого-педагогического социального сопровождения. Узнав, откуда мы, руководитель центра поначалу была расположена к разговору. Все изменилось в тот момент, когда стала ясна причина нашего звонка.

- … я на выезде. А какой вопрос?

- Тема касается волонтеров и вашего с ними взаимодействия

- Я ничего по этой теме комментировать не буду. До свидания.

Пожалуй, мы тоже оставим этот момент без комментариев.

А вы, в свою очередь, можете сами запустить бумеранг добра. Поверьте, это просто. Волонтеры с радостью примут канцтовары, одежду и обувь, бытовую химию, нескоропортящиеся продукты и игрушки по адресу: город Стерлитамак, Коммунистическая,112. Телефон для связи: 8-919-616-60-26.

Чтобы поддержать организацию рублем, можно совершить банковский перевод по номеру телефона 8-919-616-60-26. Получатель – Регина Биргулиева. Все отчеты о расходах публикуются в группе АНО «Радуга добра».

Волна
Уфимская волна