«Я думал, ногу отрезало»: истории о войне ветеранов из Башкирии

47 дней до дня Великой Победы. Телеканал БСТ продолжает обратный отсчет до главного праздника страны серией репортажей о тех, кто приближал весну Победы. Наша цель рассказать 75 еще не рассказанных историй героев, которые как им и подобает, оставались в тени.

Винтовка времен Великой Отечественной. Не копия, правда, оружие охолощенное. Раритет требует тщательного ухода. Реконструктор Артем Мухаметшин как минимум раз в месяц разбирает винтовку и смазывает все детали. Своим хобби мужчина увлёк и супругу. Вот уже несколько лет Елена ездит с мужем на военно-исторические фестивали.

Когда ты бежишь во всем обмундировании, зимой или летом, жакро или холодно, и ты понимаешь насколько тяжело было людям, как это все переносилось. Относишься к этому совершенно по-другому. Ты понимаешь, какой подвиг был совершен.

Елена Мухаметшина, участник военно-исторического клуба «Рейд»
Фото №1 - «Я думал, ногу отрезало»: истории о войне ветеранов из Башкирии

Только рядом летели вовсе не холостые пули, и взрывались настоящие снаряды. Михаил Галимов во время Великой Отечественной войны защищал Родину на северо-западном фронте. В боях за Днепр получил ранение. Из-за разорвавшегося рядом снаряда он получил контузию. Солдат несколько часов лежал под землей. Ему повезло, нашли товарищи.

Не слышу, ничего говорить не могу.

Михаил Галимов, ветеран Великой Отечественной войны

В свои 97 лет Михаил Галимов каждое утро начинает с гимнастики. Бегает по три километра, когда позволяет погода. Ветеран говорит: секрет долголетия не только в движении, но и в хорошем настроении.

Республика Башкортостан. Международная выставка-форум «Россия»
Фото №2 - «Я думал, ногу отрезало»: истории о войне ветеранов из Башкирии

Также считает и 95-летний ветеран Явдат Фазылбакович. Его хобби – разгадывание судоку, кроссвордов и сканвордов. Очками не пользуется, зрение пока не подводит. В 1943 его молодым мальчишкой призвали в армию.

Когда начинали стрелять, мы ложились. Вот так рукой, нога здесь. Осколком откинуло ногу мне назад. Я думал, ногу отрезало, наверное. Осколок сюда попал, операцию здесь делали. И с этой стороны искали, не нашли.

Явдат Гилязов, ветеран Великой Отечественной войны
Фото №3 - «Я думал, ногу отрезало»: истории о войне ветеранов из Башкирии

Ветеран тыла, Мария Колдаева – уроженка Самарской области – волею судьбы перед началом войны оказалась в Давлеканово. Работала пекарем, кормила курсантов военно-авиационного разведывательного училища, переселённых из города Гомель.

Фото №4 - «Я думал, ногу отрезало»: истории о войне ветеранов из Башкирии

22 июня 1941 года. Клавдия Смирнова в то утро, как и тысячи других выпускников, отмечала окончание школы. Казалось впереди институт и новая взрослая жизнь. Но об учебе пришлось забыть на четыре года. И повзрослеть раньше срока.

Уже в августе нас направили. Сначала маму направили копать окопы противотанковые. Потом она приехала, нас 18-летних ребят отправили копать. Уже немец кругом, Ленинград был окружен.

Клавдия Смирнова, ветеран Великой Отечественной войны

Еще в школе юная Клавдия окончила курсы медицинских сестер. Эти навыки понадобились уже во время работы в перевязочном отделении 97-го госпиталя в Ленинграде. Одним из самых тяжелых испытаний стал голод, который унес жизнь самого близкого человека – мамы. Лишилась Клавдия Смирнова и отца, он защищал блокадный Ленинград. Память о них теперь хранят пожелтевшие фотографии, сделанные еще в довоенное время

Фото №5 - «Я думал, ногу отрезало»: истории о войне ветеранов из Башкирии

Война отбирала близких. Александру Грошенку было десять, когда погиб отец, а мать с сестрой после немецких бомбежек исчезли  в толпе раненных. Его судьба, словно сюжет трагического кино.

Это кадры из фильма «Cын полка». Во время Великой Отечественной войны солдаты Красной Армии подбирают мальчишку-сироту. Маленький Ваня не хочет ехать в тыл и становится разведчиком при батарее. Также было и у Сашки, как прозвали Александра Грошенко солдаты. Он до сих пор хорошо помнит своего опекуна подполковника Садыкова, подарившего ему  в 10 лет не только спасение от голода и пуль, но и трофейный пистолет.

Сейчас вот надо в эту деревню сходить и узнать, есть ли там немцы, техника ли есть. Одевали соответственно – в тряпье.

Александр Грошенко, ветеран Великой Отечественной войны
Фото №6 - «Я думал, ногу отрезало»: истории о войне ветеранов из Башкирии

После окончания войны Сашку определили в школу-интернат в Горьком, а в 1947 году нашлась и мама Александра Грошенко. Точнее она сама его отыскала. Уже позже вместе с самым близким человеком Александр Филипович переехал в Уфу, где и живет по сей день. Истории тех дней рассказывает родным, благодаря хорошей памяти. Памяти, которая должна быть у всех нас.

Волна
Уфимская волна