Учеба в Башкирии: почему студенты предпочитают уезжать в Москву?

Конкурс в технические вузы страны стабильно растет, рынок труда диктует свои условия. Стране в ближайшее время понадобится больше педагогов, медиков, инженеров в сфере IT-технологий, электроники, ядерной энергетики, авиации и ракетостроения. Как отслеживают вузы запросы работодателей и есть ли у нас ресурсы для подготовки таких специалистов? Об этом в эфире передачи "Интервью" на телекале БСТ мы пообщались с Яудатом Султанаевым, профессором БГПУ им. Акмуллы, доктором физико-математических наук.

Фото №1 - Учеба в Башкирии: почему студенты предпочитают уезжать в Москву?

Равиль Ватолин:

Стране очень нужны технари, инженеры, специалисты в области IT. Что вы думаете по этому поводу? Действительно ли стране будет не хватать таких специалистов?

Яудат Султанаев:

Думаю, что не будет хватать. Что касается технических специальностей, у нас во времена СССР была отлаженная система подготовки инженеров. Кроме того, что инженеров готовили в вузах, были хорошие техникумы. Рабочие специальности были в ПТУ, которые сейчас вообще отсутствуют. Поскольку в стране планируется мощное развитие экономики, то подразумевается, что будут новые предприятия, площадки, где будут добывать газ, нефть. Поэтому нужны будут умные, толковые инженеры. В стране сейчас потребность в подготовке специалистов-технарей. Тем не менее, нельзя забывать, что без гуманитариев страна не может развиваться. Если мы забудем про гуманитариев, то дело придет к тому, что мы просто говорить на своих языках не сможем. Нужно найти золотую середину, развивать и то и другое. У школьников больше тяга к точным наукам и техническим специальностям. Такие специалисты везде нужны. Конкурсы на IT-специальность очень большие в любом вузе.

Равиль Ватолин:

Хватает тех педагогов, которые готовы давать высококлассные знания?

Республика Башкортостан. Международная выставка-форум «Россия»

Яудат Султанаев:

Подготовка специалистов лежит на плечах людей, которые старше 50 лет. Работа преподавателем в вузе перестала быть престижной, молодёжь не стремится стать педагогом. В последнее время зарплаты стали расти, и, может быть, что-нибудь изменится. Флагманом нашего математического образования является МГУ. Механико-математический факультет потерпел сильный урон из всех факультетов всех вузов России. В 90-е годы 70-80% преподавателей уехали за границу. Постепенно факультет восстановился.

Равиль Ватолин:

Сегодня вузы и государство вкладываются в аппаратные комплексы?

Яудат Султанаев:

Это происходит выборочно. Все знают про «Сколково». Там серьезная материальная база и серьезный кадровый состав. Профессора «Сколково» очень многих математиков вернули из штатов, но они платят им зарплату 10 тысяч долларов в месяц. Они работают с удовольствием. У правительства не хватает денег это сделать везде.

Фото №2 - Учеба в Башкирии: почему студенты предпочитают уезжать в Москву?

Равиль Ватолин:

Как сейчас в России поддерживают молодых специалистов?

Яудат Султанаев:

В МГУ очень много делается, университет поднялся на очень высокий уровень. Система грантов всегда была, но сейчас она существенно выше в финансовом сопровождении. У меня сейчас 4 гранта российских, они расходуются на то, чтобы поддержать молодежь. Может тогда она увидит, что в них заинтересованы. Наши рекрутеры стали обращать внимание на регионы. Я эксперт в программе «Ломоносов». Эта система охватывает все регионы, и преподаватели МГУ ездят, работают со школьниками, проводят олимпиады, и отбирают самых талантливых. По результатам этих олимпиад эти люди без экзаменов поступают в вуз.

Равиль Ватолин:

Есть какой-то секрет, чтобы прививать любовь к математике детям?

Яудат Султанаев:

В 6-7 классе уже видно, получится математик или нет. Если видно, что есть математические наклонности, то с ним нужно заниматься. Уфа не обижена хорошими педагогами, это выдающиеся учителя. К сожалению, у нас страдает сельская молодежь. Мы бьемся, чтобы открыть школу-интернат для одаренных детей. У соседних регионов уже есть по 2-3 таких заведения.

Равиль Ватолин:

Не видите ли решение в том, чтобы сделать аналог олимпиад республиканских, как в МГУ? Чтобы учителя и педагоги ездили по районам и отбирали лучших?

Яудат Султанаев:

Это делается. Если человек выигрывает республиканскую олимпиаду, то его можно взять без экзаменов в МГУ, но его нельзя взять без экзаменов в БГУ, потому что это заложено Москвой. Во всех вузах мы начисляем баллы, добавляем их.

Равиль Ватолин:

Как считаете, стоит ли уговаривать детей заканчивать бакалавриат здесь, а потом уже уезжать куда-то в магистратуру?

Яудат Султанаев:

В Москве очень тяжело адаптироваться. Многие студенты приезжают обратно, не доучившись даже год. Там жизнь очень дорогая, и дети совсем не такие. Желательно, чтобы 4 года они учились здесь для подготовки в магистратуру в другие города. В американской системе образования первые два года всех учат одинаково, как гуманитариев, так и технарей.

Равиль Ватолин:

С появлением ЕГЭ, многие сельские ребята получили возможность уехать и поступить в университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Зачастую они не возвращаются. Как считаете, правильным был переход на ЕГЭ или нет?

Фото №3 - Учеба в Башкирии: почему студенты предпочитают уезжать в Москву?

Яудат Султанаев:

Нет, не правильный. Сама система подготовка школьников потеряла в своем качестве. Раньше школьников готовили лучше. Сейчас же их просто натаскивают к тому, чтобы они решили 100 заданий. Многие из них не умеют думать, решать задачи. Раньше прежде чем поступать в вуз человек долго думал. Сейчас подают документы сразу в 10-15 вузов. Человек должен определиться и подготовить себя.

Равиль Ватолин:

Насколько был правильным переход на болонскую систему, когда высшее образование разделили на 2 этапа: бакалавриат и магистратуру?

Яудат Султанаев:

Болонская система хороша в том смысле, что если поступил в одном месте, и проучился там 2 года, то можно уехать в другую страну и продолжить там обучение. У нас, к сожалению, такого нет, и быть не может, потому что у нас нет такого доверия между вузами в России.

Фото №4 - Учеба в Башкирии: почему студенты предпочитают уезжать в Москву?

Равиль Ватолин:

Можно ли ее доработать?

Яудат Султанаев:

Конечно это нужно сделать. На Западе это называется мобильностью. Дипломы там равнозначные. У нас дипломы МГУ и БГУ не соизмеримы.

Равиль Ватолин:

Насколько положительна судьба российской науки?

Яудат Султанаев:

Развитие экономики влияет на систему образования. Рядом с БашГУ располагался бывший завод Кирова. Мы шли к директору завода и заключали договор. Ежегодно с математического факультета он брал 20 человек. Я думаю, что положение исправится. Раньше предприятия военно-промышленного комплекса очень много выпускников вуза брали. Сейчас постепенно это все налаживается.

Волна
БАШКОРТТАР-БСТ