Аутсорсинг школьного питания в Башкирии: за и против

Чем кормят наших детей в школах и детских садах? Кто контролирует качество блюд? И почему иногда деньги за питание не могут дойти до получателя в течение нескольких суток?

Фото №1 - Аутсорсинг школьного питания в Башкирии: за и против

Обо всех наболевших вопросах на тему школьного питания мы поговорили с нашими экспертами в эфире телепередачи "Вечерний Телецентр" на телеканале БСТ.

Азат Самерханов, ведущий:

Вы в своей рабочей группе, которая недавно создана, плотно занимаетесь этими вопросами и на первом своем заседании уделили внимание вопросам питания. Что можете сказать о ситуации в целом?

Эльвира Аиткулова, заместитель Председателя Госсобрания РБ:

Позитивных оценок я не услышала, но оценки, на самом деле, разные. Самая резонансная история касается питания. На сегодняшний день в каждом районе своя модель, свои взаимоотношения с аутсорсером, свои операторы питания. Где-то это крупные игроки, которые имеют многолетний опыт работы, где-то это вчерашние оптовые продавцы. Разные ситуации, реакция родителей тоже. Есть районы, где сегодня однозначно можно поставить неуд, но есть многие районы, которые сегодня, отладив эту систему, обновляют свои пищеблоки, позволяют директорам разгрузиться от этой работы. Создавая эту рабочую группу, мы в первую очередь шли за запросами избирателей, потому что в каждом округе нам задают вопросы : «А вот у нас изменилась система питания, с чем это связано?». Для нас, для депутатов, нужно понимать четкую картину, почему это происходит, где это методически не доработано, где не сопроводили со стороны органов исполнительной власти, где просто халатность самих аутсорсеров. Сегодня мы начинаем только изучать эту тему, у нее несколько составляющих: температура подачи блюда, качественный состав, исключение из меню сахара. Это многогранная проблема.

Светлана Атангулова, заместитель главы Администрации Миякинского района:

БАШКОРТТАР-БСТ

Речь идет о второй средней школе, которая была построена в 1972 году. Там производственных цехов нет.

Азат Самерханов:

Не готовите в этой школе?

Светлана Атангулова:

Мы там доготавливаем. У нас есть доготовочный цех, где из полуфабрикатов – очищенные овощи - мы готовим обеды.

Азат Самерханова:

Откуда везут эти овощи?

Светлана Атангулова:

Миякинский район на аутсорсинг перешел с января месяца. У нас очень район развит, много индивидуальных предпринимателей. Мы всем предложили – вместе беритесь, будем кормить наших детей. Сначала несколько предпринимателей согласились. Ближе к сентябрю желающих совсем не осталось. Мы вынуждены были обратиться в соседние районы. К нам в район пришел аутсорсер из Чишмов. Мы вывели из штата всех поваров – 113 человек, создали свое предприятие «Комбинат Миякинское питание».

Азат Самерханова:

Каждый день еда преодолевает 100 километров. По логике, это не совсем правильно.

Светлана Атангулова:

Любой аутсорсер несет транспортные расходы.

Фото №2 - Аутсорсинг школьного питания в Башкирии: за и против

Гульназ Басырова, журналист телеканала БСТ:

Гораздо серьезнее очищенных овощей, которые проезжают 100 км, тема сахара. Мой ребенок больше года ходит в государственный садик, потрясающий детский сад. Через год я узнала, что мой ребенок, который с рождения ни разу не пробовал ни конфет, ни сахара, он на правильном питании, пьет в садике чай с сахаром. Причем 2 чайные ложки сахара. Лучше бы белками обогащали.

Римма Ахметшина, начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по РБ:

Я бы говорила не именно о сахаре, а о меню питания в этом детском саду. Должно быть разработано меню питания с учетом всех наборов продуктов. В целом, нас сахар ограничен по набору продуктов.

Светлана Атангулова:

Меню вывешивается в каждом детском саду. Как мама вы могли предупредить воспитателя о том, что ваш ребенок не ест сахар.

Гульназ Басырова:

Когда составляют это меню, неужели не советуются с диетологами. Любой детский сад может на законных основаниях позвать диетолога и разработать свое полезное меню.

Римма Ахметшина:

В каждом образовательном учреждении должно быть меню питания. Оно примерное, составляется на 10-14 дней. учитывается рекомендуемый набор продуктов, запрещенные продукты.

Азат Самерханов:

Эти методики когда разработаны были?

Римма Ахметшина:

Давно разработаны. Рецептурные сборники разные, разных авторов, они обновляются. По сахару никогда не было вопросов. Наше меню перенасыщено углеводами. Фактически кормят немножко не так, как нужно.

Гульназ Басырова:

Дело не только в сахаре. Надо, чтобы дополнили меню белками.

Фото №3 - Аутсорсинг школьного питания в Башкирии: за и против

Римма Резяпова, заместитель директора Центра детского и диетического питания г. Уфы:

В нашем центре как раз есть диетологи и технологи. Меню составляется правильно, утверждается Роспотребнадзором ежегодно.

Азат Самерханов:

У нас есть несколько комбинатов питания? 3 если я не ошибаюсь. Они обслуживают свои вверенные участки. Вас как городских властей устраивает эта система? Почему разные подходы?

Светлана Мазяр, представитель управления образования Администрации г. Уфы:

У нас операторы питания - отдельное учреждение, они сами выбирают.

Азат Самерханов:

Как вы считаете, система Аксиома рабочая и имеет место быть?

Светлана Мазяр:

Комбинаты сами выбирают систему. Мы не можем их принуждать.

Азат Самерханов:

У вас какого-то влияния на руководителей комбинатов нет? Это же подведомственное ваше учреждение.

Светлана Мязер:

Это нам не подведомственное учреждение, а Управления образования. Родительские собрания проходят, им должны объяснить, как правильно руководствоваться этой программой.

Гульназ Басырова:

Эта система не доработана. А если деньги не дошли, с утра родители бегут на работу, а ребенка не принимают.

Фото №4 - Аутсорсинг школьного питания в Башкирии: за и против

Азат Самерханов:

Вы занимаетесь ведением платформы, альтернативы так называемой Аксиомы. У вас ведь все по-другому?

Ильфат Низамов, ведущий программист Центра детского диетического питания г. Уфы:

Мы не стали работать с Аксиомой. Мы сделали продукт по нашим требованиям. Родители взаимодействовали с нами. У нас нет такого, что за сутки надо предупреждать о том, что ребенка не будет. До 10 часов надо предупредить, что ребенок не придет. И до 10 часов деньги не будут списываться. Если на счету не было денег, оплату не произвели, ты мы накормим ребенка в любом случае. Наша цель – накормить ребенка. У нас нет таких ограничений.

Азат Самерханов:

Эти риски на себя берете?

Римма Резяпова:

Да. Наша цель накормить ребенка, неважно заплатил родители или нет.

Эльвира Аиткулова:

Если родитель вносит свою плату, если он оплачивает за своего ребенка, то он должен активно участвовать в выборе оператора, смотреть меню, следить за питанием. Не всем родителям хватает времени. Родители могут выбрать сами, переходить им на обслуживание другого комбината или нет. Сегодня, по закону образования, родители являются полноценными участниками образовательных отношений, тем более, когда родители вносят свои деньги.

Азат Самерханов:

Такие сигналы поступают? Хотят люди уйти из Аксиомы?

Светлана Мазер:

Есть жалобы, да.

Фото №5 - Аутсорсинг школьного питания в Башкирии: за и против

Эльвира Аиткулова:

Если отдачи нет от Аксиомы, а деньги она собирает, тогда нужно решать проблему. Нужно отделять Аксиому от Аутсорсинга. Сегодня был создан ГКУ «Испытательный центр», который сегодня проводит лабораторные исследования. Наряду с Роспотребнадзором ГКУ если считает, что ребенка плохо кормят. Вы должны обратиться в администрацию школы. Далее с еды снимают пробу и дают достоверную оценку работы Аутсорсера. Образовательное учреждение должно иметь договор с ГКУ. Родительский контроль должен опираться на лабораторные исследования.

Азат Самерханов:

Мало школ обращаются.

Эльвира Аиткулова:

Обсуждаются также вопросы бюджета: сколько сегодня родители готовы заплатить? 20 рублей это мало, за эти деньги мы не можем полноценно кормить. Поэтому мясо у Аутсорсера заложено только 2 раза в неделю. Как только мы говорим, что повысим цену и предложим варианты родителям, они всегда выбирают минимальную цену.

Римма Ахметшина:

Во время плановых проверок, которые мы регулярно проводим, мы отбираем пробы готовых блюд на микробиологические исследования, на калорийность, на вложение витаминов. Также отбираем пищевые продукты: овощи - на нитраты, пестициды, мясо и молоко - на антибиотики. Отбираем молочные продукты на физико-химические исследования, в том числе на фальсификацию. За последние 3 года улучшились показатели качества. Аутсорсеры организовали систему контроля за качеством поступающих пищевых продуктов. Если в 2015 году 1/3 проб подтверждала, что молочные продукты фальсифицированы, в том числе масло. В этом году число таких проб сократилось – процентов 5-6. У нас готовая пища готовится на месте. 75 буфетов раздаточных в республике. Это не так много. В основном столовые доготовочные, куда должны поставляться мытые овощи, полуфабрикаты. Где они обрабатываются.

Азат Самерханов:

Возможно как-то проконтролировать аутсорсеров из Чишмов, поскольку охват у них большой.

Эльвира Аиткулова:

Контроль есть со всех сторон – это Испытательный центр для тех, кто обращается от имени родителей, Роспотребнадзор, который отвечает за качество. Есть специальная программа «Меркурий», которая отслеживает происхождение мяса, его продвижение по всем каналам – где закуплено, куда пошло, где изготовили. Система контроля есть везде. Аутсорсер из Чишмов – у него весь персонал находится там, где он обслуживает. Повора Миякинские, калькуляция Миякинская. Сам оператор находится в Чишмах. Есть коллеги-аутсорсерсы, которые успели за эти годы очень хорошо вложиться в столовые. К примеру, города Нефтекамск и Бирск. Наша задача сформировать пул очень хороших, современных игроков, ответственных операторов.

Азат Самерханов:

Почему многие жалуются на то, что невозможно отказаться от «Аксиомы»?

Светлана Мазяр:

Будем работать с комбинатами питания, чтобы они отказались от этой программы, и нашли какую-то альтернативу.

Фото №6 - Аутсорсинг школьного питания в Башкирии: за и против

Гульназ Басырова:

Вы учитываете вкусовые интересы детей. Например, я знаю группы, где привозят капусту на обед детям. Затем обратно ее увозят, потому что дети ее не любят. У вас как?

Римма Резяпова:

Меню должно быть сбалансировано. Капуста – она полезная, как раз.

Ильфат Низамов:

Мы выбрали другого оператора. Не устроило нас в «Аксиоме» то, что нужно заранее оповещать, за сутки, что ребенок не придет. Платежи также доходят долго.

Азат Самерханов:

А с точки зрения организации? Удобнее ваша программа или нет? Дороже или нет?

Ильфат Низамов:

Нет, у нас наоборот дешевле. Проводятся те же самые операции, что и делает «Аксиома». Они ничем не отличаются друг от друга. Условия оплаты разные. У нас максимальная комиссия составляет 1%. Если оплачивать в дошкольных учреждениях в терминалах, то без комиссии.

Римма Резяпова:

Можно питаться в долг. У нас очень много родителей, которые берут в долг, но они и вносят доплату.

Азат Самерханов:

Вы знаете, что у вас есть такая удобная система, уходить в долг?

Фото №7 - Аутсорсинг школьного питания в Башкирии: за и против

Светлана Мазяр:

Мы не можем навязывать операторов питания. Представителей «Аксиомы» неоднократно приглашали, они обещали исправиться. Это было в начале 2018 года. Осенью опять появились жалобы, мы работаем над этим.

Эльвира Аиткулова:

Я процитирую аутсорсеров, сегодня есть ряд стран, которые отказались от сахара вообще. В детском меню его тоже нет. Для этого необходимо федеральное решение. Аутсорсеры говорят, что они могут убрать сахар. Завтра приходят проверяющие органы, смотрят на соответствие с СанПиН, где сахар сегодня заложен, какао заложено.

Азат Самерханов:

90% наших телезрителей считают, что они недовольны качеством питания. Будем продолжать заниматься всеми этими вопросами.

Как получить 250 тысяч вместо земельного участка многодетным семьям в Башкирии
БАШКОРТТАР-БСТ