На словах геологи, по документам пчеловоды: законно ли в Башкирии добывают плитняк?

Пчеловоды или черные копатели? В Белорецком районе уже несколько лет ведется добыча природного камня. Незаконная, как утверждают местные жители, ведь по документам арендаторам выделен участок под пасеку. Съемочная группа телеканала БСТ отправилась на делянку и обнаружила целый карьер, разрытый рабочими из Средней Азии. Десятки тонн плитняка здесь вывозят по лесной дороге в обход весового контроля. А местные инспекторы утверждают, что нелегалов на их территории нет.

Даже внедорожник не может подняться по этой колее. Дождь ни при чем, говорит наш сопровождающий. И добавляет, что дорогу разбили грузовики, везущие природный камень. По краям проезжей части лежит тот самый плитняк. Аккуратно упакованный в полиэтилен и готовый к транспортировке на небольшом фургоне. Пока снимаем эти кадры, лесную тишину нарушают рев двигателя большегруза и крики. Решили понаблюдать со стороны. Вскоре мимо нас проехал десятитонный «Урал», доверху груженный природным камнем. А за ним еще один. И таких рейсов в день может быть несколько, говорят жители ближайших деревень. Идем проверить, действительно ли в лесной чаще действует нелегальный карьер по добыче камня. Путь нелегкий, вброд переходим Лемезу, пару километров вверх по размытой от дождя и огромных колес дороге. По пути видим строительный вагончик и баню. Наконец поляна, где работает бульдозер и несколько человек. На пчеловодов они не похожи. Представились геологами.

Рабочие: «Камень добываем, нам сказали аккуратно сложить. Мы не знаем ценность этого камня, нам он не интересен, ищем то, что глубже».

Что хотят найти на глубине восьми метров эти геологи – непонятно. Но добываемый попутно камень, который им якобы неинтересен, весьма востребован на рынке. И при грамотном использовании приносит немалые доходы. За холмом карьер, а здесь сложенный в блоки плитняк, который, по оценкам специалистов, стоит здесь 4 тысячи рублей за куб. А где-нибудь в Москве после нехитрой обработки на порядок больше.

География поставок ассинского лемезита широка: от Санкт-Петербурга до Грозного. Местные жители говорят, что по номерам грузовых фур, приезжавших сюда ранее, можно было составить едва ли не полную карту Европы.

Мажит Таипов, житель деревни Мулдакаево: «Наши жители сидят без работы, а они варварски добывают, вывозят, а нам ни налогов, ни производства. Кто-то себе в карман кладет просто».

Этот карьер расположен на 132-м квартале Инзерского лесничества. И по документам арендаторы из Челябинской области взяли участок под геологоразведку всего месяц назад. Хотя масштабы деятельности явно свидетельствуют об обратном. Впрочем, местные инспекторы говорят, что у них все под контролем.

Вильнур Фазылов, начальник отдела Инзерского лесничества: «Черных копателей у нас уже нет. Они исчезли и варварски камень не добывают. Мы выезжаем совместно с полицией и Минэкологии в рейды регулярно».

Рули трезво: как в Башкирии борются с пьяными водителями

Видимо, до этой делянки инспекторы пока не дошли. Зато заинтересовались депутаты Госдумы. Зариф Байгускаров в ближайшее время намерен посетить Ассинский сельсовет и проверить, как ведется борьба с черными копателями. А на законодательном уровне ужесточить размеры штрафа для тех, кто занимается незаконной разработкой карьеров.

Зариф Байгускаров, депутат Государственной Думы РФ: «Сегодня 2-5 тысяч для физических лиц. Я буду просить до 30 и с конфискацией техники».

В дополнение к изъятию техники депутаты хотят привлекать к ответственности тех, кто попадается повторно. Эти меры должны улучшить ситуацию. А первые шаги по наведению порядка были сделаны еще прошлой осенью. Тогда по поручению руководителя Башкортостана Минэкологии аннулировало лицензии разработчиков. Сейчас в ведомстве планируются новые механизмы контроля. Вот только некоторых все это мало беспокоит. Главное – разрабатывать и зарабатывать.

Автор: Азат Самерханов

Фото №1 - На словах геологи, по документам пчеловоды: законно ли в Башкирии добывают плитняк?
Волна
Акции БСТ