БашГУ стал победителем конкурса на получение субсидий из федерального бюджета на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики. Профессор, заведующий кафедрой геофизики БашГУ Рим Валиуллин рассказал в интервью «Спутник ФМ» о том, как будет реализован проект, а также о перспективах развития геологии в республике.
Расскажите, пожалуйста, о перспективах, которые появляются при реализации грантов по программе «Приоритет 2030»?
Рим Валиуллин: Почему наука плохо развивается и молодёжь туда не идёт? Потому что деньги небольшие. Раньше наука финансировалась по остаточному принципу. Программа «Приоритет 2030» - это, в первую очередь, финансовые ресурсы, которые выделяются вузам. В этом случае, конечно, есть большие перспективы: новые лаборатории возникнут, молодёжь придёт. Без молодёжи перспектив никаких. Поэтому я считаю, что тем вузам, которые получили по 100 млн рублей, в том числе трем из Башкирии, это дает хорошие возможности для развития. Я вижу даже на примере университетов, где-то не было компьютерных классов, а теперь они появились, а оснащаются лаборатории. Сейчас правительство дает возможность через гранты развивать вузовскую науку и образование. Вузы - это наука и студенты. Без науки нельзя готовить хороших специалистов, это доказано на практике.
Сейчас много говорят о создании большой лаборатории мирового уровня в НОЦ, интерес к которой есть и у иностранных компаний. Когда она появится?
Рим Валиуллин: Мы работаем с иностранными компаниями. У нас сейчас есть своя лаборатория, где мы изучаем особенности многофазных потоков в горизонтальных и наклонных скважинах. Мы подали все чертежи и документы для создания такой лаборатории в кампусе. Это нам нужно, потому что там, во-первых, будут другие масштабы, можно будет вертикальные скважины испытывать, проводить физическое моделирование. Даже сейчас в небольшой лаборатории, которая есть в гуманитарном корпусе, мы это делаем. К нам приезжают специалисты иностранных компаний, и мы для них проводим измерения, физическое моделирование разных процессов, которые реально наблюдаются в скважинах и пластах, тестируем аппаратурой, которая разрабатывается в этой лаборатории. Интерес у них есть, они даже спрашивают, когда откроется новая лаборатория. В частности, это компания «Шлюмберже», с которой мы работаем уже около 20 лет. Если такая лаборатория появится, это будет большой плюс, ведь интерес к ней действительно есть. Если же она пока не появится, то будем работать в той лаборатории, которая есть. Но мы сейчас создаем ещё одну лабораторию по гранту, который выиграл наш университет. Инициатор проекта - российская нефтесервисная компания ООО «ТНГ-Групп» из Бугульмы. Главным исполнителем является Башкирский государственный университет. Выделяются большие деньги, на них мы создаём лабораторию совместно с геофизиками Татарстана. Это будет центр компетенций по работе с диагностикой состояния скважин и пластов, где будут проводиться физическое моделирование и эксперименты. Там же будет обучение проходить, будет создан аналитический центр. Лаборатория создается, когда есть средства.
Очень много открытий происходит на стыке нескольких наук. Каких прорывов можно ждать в геофизике?
Рим Валиуллин: Все открытия создаются именно на стыке. Сейчас нового следует ожидать, в первую очередь, от цифровизации. Геофизика включает в себя не только геологию, это и математика, информатика, механика, радиофизика, радиоэлектроника – очень много наук, которые переплелись в этом емком слове «геофизика». Мы ожидаем, что прорывы будут связаны с цифровыми технологиями. Есть, например, кабельные скважины, где измерения осуществляют за счёт отпускания приборов и регистрации разных параметров. Но сейчас есть технологии, когда датчики расположены так, что регистрируют параметры уже в процессе бурения. Есть интеллектуальные скважины, где датчики будут размещены в стволе скважины, а информация будет передаваться разными способами на поверхность и интерпретироваться за счёт новых алгоритмов, за счёт математического моделирования. Благодаря наработкам по передаче данных бесконтактным путем будут повышаться эффективность и достоверность получаемой информации. Постоянно в режиме онлайн мы будем следить за тем, что происходит в скважине.