Самый большой перинатальный центр России, лучшие технологии и опытнейший персонал – все эти слова о нашем Республиканском перинатальном центре. Более 11 тысяч родов приняли специалисты этого медучреждения за прошлый год. Поэтому не случайно, что сегодня для обсуждения темы родов и возможностей современной медицины в области акушерства и гинекологии мы пригласили в студию главного врача Республиканского перинатального центра Игоря Сергеевича Засядкина. Добрый день!
Добрый день!
Скажите, пожалуйста, что изменилось в акушерстве за последние 5 лет?
Во-первых, за последние 5 лет изменилось, конечно же, строительство перинатальных центров по всей России. Это принципиально иной уровень оказания медицинской помощи. Во-вторых, создана трехуровневая система оказания помощи женщинам. Когда в маленьких роддомах женщина с высокой степенью риска или по ребёнку, или по её здоровью не может рожать, она направляется именно на второй или третий уровень. Также существенно уменьшилось количество роддомов, у которых 20-30 родов в год, потому что там ни о каком профессионализме врачей не может идти речи, потому что по критериям ВОЗ, роддом, в котором меньше 500 родов в год, является опасным для жизни матери и ребёнка, потому как навык теряется. Именно поэтому существует трехуровневая система. В перинатальный центр - головное лечебное учреждение - стекаются все самые сложные случаи с патологиями со всех уголков республики. Мы в прошлом году дали порядка 11 тысяч родов, что составляет практически треть всех родов в республике.
Может ли женщина сама сегодня выбирать женскую консультацию, в которой она хотела бы наблюдаться во время беременности, или роддом, в котором она хотела бы рожать?
Безусловно, но есть нюансы. Если у нее высокая степень риска то, конечно же, будут настаивать, чтобы она рожала в более высокоуровневом медучреждении. Но она может выбрать между учрежденями 3 уровня - это роддом №3, РКБ им. Куватова, перинатальный центр, клиника БГМУ. Но на первом уровне ее никто не оставит рождать, так как там нет квалифицированных специалистов и команды, а также такого оборудования, которое есть на третьих и вторых уровнях.
Многие женщины предпочитают выбирать скорее по врачу, кто будет принимать рода, а не потому, как обустроено то или иное медицинское учреждение, если там какая-то аппаратура.
Да, в России любят выбирать по врачу, никто не спорит, и врач – это бренд. Мы это знаем и поддерживаем, но сам по себе врач акушер-гинеколог – это небольшая часть команды, а команда – это неонатологи, реаниматологи, акушерки, медицинские сестры, техническое оснащение. Все это очень важно! Во-первых, мы никому не отказываем, в перинатальный центр могут приехать все. Во-вторых, если высока степень риска, конечно же, нужно все равно выбирать уровень роддома не по врачу, а по их показателям. Вот такая рекомендация.
Есть такое словосочетание «мягкие роды». Имеет место этому понятию сейчас?
Есть разные концепции – «мягкие роды», «роды в воде» «вертикальные роды». Даже есть кесарево сечение, которое предполагает извлечение в плодном пузыре. Разные есть методики. Главное, чтоб врач ими владел, а не просто один-два раза сделал, чтобы это шло у него не менее 500-1000 однотипных подобных родов в год. Под «мягкими родами» подразумевается минимальное участие так называемой акушерской агрессии – это усиление схваток окситоцином в начале, активное ведение третьего периода родов, когда перерезается пуповина практически сразу и ещё много критериев. Но я за среднее, что нужно сделать акушеру, то пусть он делает. У нас акушеры проходят постоянные тренинги и по мягким родам, и по вертикальным. Вот сейчас планируется кровать, она достаточно дорогая, для родов в воду. Это же не просто бассейн, а целая система очищения воды, упоры. Порядка 4 млн рублей такая кровать стоит. Это сложно, поэтому надо тоже будет этому обучаться. Кровать появится в нашем перинатальном центре месяца через три.
А роды в воду, когда женщина рожает дома в ванной, это не то?
Это ужас! Потому что, во-первых, её кто-то подговорил в социальных сетях, скорее всего, это доулы, с которым мы нещадно боремся, потому что это несертифицированные специалисты, которые вредят и сознанию женщины, и сознанию мужчины. Они захватывают психологический контроль над женщиной и манипулирют ей, заставляя её рожать дома. Говорят, что это безопасно, а потом, когда происходит несчастный случай, при помощи этих доул они вызывают, естественно, врачей и разбираются с тем, что получается.
Но ведь раньше рожали и в поле, и на сеновале – вот аргументы этих людей.
Я могу сказать следующее, что раньше жили без всяких ГМО, медицины. Все жили, не тужили, но до 35 лет. Мы против, естественного отбора.
Насколько оправданы партнёрские роды? Надо ли вообще мужчине находиться в родовом отделении?
Я положительно отношусь к партнёрским родам. Это необязательно может быть мужчина. Это может быть мама или сестра. Как правило, отношение в любом родильном доме к женщине во время того, как партнер рядом находится, лучше. Второе, мужчина должен быть подготовлен, а это значит, что он должен хотя бы ролик посмотреть в интернете, как это происходит. В панике, если он не обучен, мужчина будет бегать вокруг жены и на всех орать, а потом грохнется в обморок.
Такие случаи в вашей практике были?
Да, у нас специально были комнаты, куда мы их потом перекладывали. Я их отговариваю всегда от второго периода родов, когда уже непосредственно потуги идут, и головка прорезывается, не нужно мужчине это совершенно. У нас в перинатальном центре как раз есть комната, куда они в это время уходят, там есть все необходимое для снятия стресса. Когда ребёнок появился, его укутали, помыли, к груди приложили, тогда отцу его торжественно вручают. Он счастлив. Все счастливы. А вот эти моменты с перерезанием пуповины, считаю не нужны. Может оказаться, что будет психологическая травма, и мужчина вообще детей больше не захочет.
Игорь Сергеевич, а вы своих детей сами принимали в родах?
Ни в коем случае. Это надо делегировать на врача, с которым ты прошёл бок о бок. Вот тогда все хорошо. Врач, я считаю, не должен быть эмоционально привязан к пациенту.
Свободное поведение в родах. Что это такое?
Свободное поведение - когда женщина может ходить по комнате, на шарике мягком прыгать, в ванне посидеть. На Батырской корпус в прошлом году отремонтировали, так там сейчас родзалы краше, чем в основном корпусе на Авроре. Там есть несколько ванн, что хорошо отвлекает. У нас был случай, когда женщина укусила акушерку за шею, сползла с акушерской кровати и шипела на нас из-под нее, пока сама там же не родила, а потом пришла в себя, и все хорошо завершилось, кроме синяка у акушерки.
То есть свободное поведение в современных роддомах допустимо?
Конечно. В некоторых концепциях даже при потуге женщина может принимать те позы, которые ей удобны.
Могут ли роды быть без боли?
Знаете, от матери к дочери передаётся, что роды - это ужасно больно. Изначально было написано, что женщина будет в трудах рожать детей, а перевели как «в муках». Это такой, знаете, социальный якорь, который вешается на женщину, притом в автоматическом режиме. Есть племена, которые не знают, что рожать больно. А сейчас все методы обезболивания есть. Это в первую очередь эпидуральная анестезия. У нас практически тихо в родзалах, никто не кричит. Никакого препятствия к эпидуральной стези нет, если нет противопоказаний. Практически 50% родов через родовые пути ведётся с обезболиванием.
Честно признаюсь, будучи мамой двоих детей, я рожала и с эпидуральной анестезией и без. Когда эпидуральное обезболивание делали, то момент потуг я не ощущала. Пропускаешь этот цикл дыхания, и ребёнок застревает.
В этом и осуществляется профессионализм врача. Вот такая эпидуральная анестезия – это дискредитация самого метода обезболивания. Врач-анестезиолог вместе с акушером-гинекологом очень плавно должны подвести к потугам, чтобы вы все почувствовали, то есть нужно правильно дозировать обезболивание и к потугам подойти совместно с гинекологом. Вот это называется профессионализм. Эта анестезия позволяет не убрать полностью боль, а лишь снизить и облегчить первый период родов и плавно подвести, чтобы все было относительно чувствительно. Если есть разрезы или разрывы, её добавляют и не нужно обкалывать дополнительно лидокаином.
Многие женщины предпочитают кесарево для того, чтобы не испытывать те самые боли. Это оправданно?
В Америке есть показание - желание женщины. У нас такого показания нет, но количество родов путем кесарева сечения, конечно же, с каждым годом все увеличивается. Честно говоря, в акушерском сообществе стремятся снизить их число, но лично моё мнение, что сейчас оно достаточно безопасно. Если предлагают кесарево сечение по показаниям, то ничего страшного в этом нет.
Неонатологи говорят, что сейчас уже доказано, что кесарево сечение может вызвать ряд заболеваний, в том числе и возросшее количество детей с аутизмом.
Я такого исследования не читал. Я нахожусь в доказательной медицине. Раньше исследования проводили, что вроде как «кесарятя» боятся просто темноты, а кто по родовым путям прошёл, тот боится конкретного буки какого-то под кроватью. Нет, тоже не подтвердилось. Мы живём в реалиях, когда половина родов проводится через кесарево сечение. Мы ждём каждую женщину в нашем перинатальном центре, и каждой женщине в республике мы поможем, потому что мы консультируем все остальные родильные дома. Мы, как спецназ, у нас есть такой центр, который мониторит всех женщин с высокой группой риска. На сайте Родилегко.рф есть огромное количество хорошей правильной информации. Также есть круглосуточный колл-центр, куда вы можете по любому вопросу обратиться. И еще, поменьше общайтесь в социальных сетях с психологами и доулами.
Я благодарю за участие в программе главного врача Республиканского перинатального центра Игоря Сергеевича Засядкина. Спасибо вам большое.
Всегда, пожалуйста!
Автор: Роза Тухбатова