Рак - это слово звучит, как приговор. Многие считают, что при таком диагнозе человек неизлечим, его ждёт быстрая и неминуемая смерть. Но так ли это? Обсудим это с главным врачом республиканского онкологического диспансера Аделем Измайловым.
Адель Альбертович, когда ставится диагноз "рак", человек считает, что это приговор, что это крест на его жизни. Так ли это?
Конечно, нет. Гораздо опаснее и в 3 раза чаще встречается в плане заболеваемости и в 2,5 раза больше смертности от сердечно сосудистых заболеваний. Онкология находится на 2 месте в структуре заболеваемости и смертности. Самое важное - выявить онкологическое заболевание на ранней стадии. Именно в этом случае мы даём возможность человеку полностью избавиться от этой болезни, поэтому важно следить за собой, проходить вовремя диспансеризацию. Особенно это касается лиц старше 45 лет. Если есть возможность, проходить онкологические чекапы, они представлены во многих частных и государственных клиниках. Это программы по полному обследованию организма, которые помогают выявить рак на ранней стадии.
Значит, когда мы слышим слово "рак", мы автоматически должны спросить, какая стадия.
Разумеется, рак - это большая группа абсолютно разных заболеваний, поэтому рак - это абсолютно не приговор. Сейчас уровень медицинской науки дошёл до того, что мы успешно лечим пациентов с даже запущенными стадиями некоторых форм рака. Они у нас живут не полгода, как раньше, а в течение 3-7 лет. То есть мы превращаем это заболевание в хроническое, как и сердечно-сосудистая недостаточность или стенокардия. Пациенты долго и счастливо живут, имея даже запущенную форму заболевания.
Есть ли такое понятие, как повышенная предрасположенность к раку? Почему кто-то болеет, а кто-то никогда не заболеет раком, а умрёт от чего-то совершенно другого?
Знаете, зарекаться от этого нельзя. Дело в том, что, если рассматривать рак с эволюционной точки зрения, то это болезнь человека пожилого возраста. У нас в организме ежедневно происходят мутации. Ежедневно образуются клетки не подконтрольные обычным механизмам деления, это так называемые предраковые раковые клетки, но иммунная система справляется, она уничтожает целенаправленно эти клетки, которые способны выйти из-под контроля и вызвать онкологическое заболевание, онкологический процесс. С возрастом иммунная система, как и весь человеческий организм, стареет и начинает их пропускать, поэтому пик онкологической заболеваемости как раз и приходится на возрастную группу 65-75 лет. Чем дольше продолжительность жизни в той или иной стране, чем выше уровень социальной удовлетворённости, чем выше уровень организации системы здравоохранения, тем люди живут дольше, тем выше онкологическая заболеваемость. Поэтому мы, как онкологи, всегда контролируем процесс диспансеризации, уровень онкологической заболеваемости напрямую связан с качеством системы здравоохранения, которая находится в том или ином регионе, в той или иной стране.
Но вам ведь могут возразить и сказать, что иногда даже грудничок рождается уже с раком.
Мы говорим с вами абсолютно о разных цифрах. Если мы говорим о раке взрослого населения, если взять Башкортостан, то находится на учёте 90 тысяч человек, ежегодно это 14,5 тысяч вновь выявленных случаев. Если мы говорим о детях, это 200-300 человек в год. Там и онкология немножко другая у детей, наверное, есть и генетическая предрасположенность, потому что, даже когда мы, взрослые онкологии, сталкиваемся с онкологией у молодых людей, то видим, что эти раки агрессивны и генетически обусловлены. Мы видим родственников этих пациентов, больных раком. Но это разные раки. Рак - это общее понятие, объединяющее группу разных заболеваний. Мировая наука сейчас разрабатывает тесты для родственников людей, у которых есть рак, чтобы выявить какие-то генетические особенности, предрасположенность к возникновению рака. По некоторым формам, они уже есть, например, при раке предстательной железы. Но их еще нет в клинических рекомендациях. Они пока не применяются в массовом использовании, но продолжается их разработка и внедрение в клиническую практику.
На этом хотелось бы несколько поподробнее остановиться. Допустим, человек психологически боится рака, и у него ещё нет никаких признаков, он здоров и достаточно молод, но хотел бы пройти такое обследование, которое позволило бы ему сделать определенные выводы - есть у него предрасположенность или нет.
Дело в том, что пока на данном этапе такого тестирования в мире не существует. Пока это научные изыскания, ведётся работа по выявлению мутаций в генах, которые говорили бы о предрасположенности к развитию того или иного заболевания. Для обычных людей единственным способом ранней диагностики онкологических заболеваний является диспансеризация либо онко-чекапы. Это как раз те инструменты, которые позволяют выявить заболевание на ранней стадии, дают шанс человеку полностью избавиться от данной патологии.
Что такое онко-чекап?
Государство гарантирует ряд исследований, то, на что хватит финансирования государства в рамках диспансеризации. А онко-чекап - это более широкое обследование организма, которое не может осуществляться по программе госгарантий вследствие дороговизны. Ни у одного государства не хватит столько средств для того, чтобы проводить полноценное обследование людей на выявление онкологической патологии, но люди у нас разного достатка, и поэтому кто-то это может себе позволить. Если раньше людям приходилось ездить в Германию, или проходить эти исследования в Израилн, то сейчас это все в Российской Федерации представлено как в сети частных клиник, так, конечно, и в некоторых крупных государственных центрах. Но для всех граждан доступны исследования, которые включены в программу диспансеризации. Они позволяют выявить рак на ранней стадии при основных нозологиях, то есть первых 6 стоящих в списке заболеваемости и смертности: рак молочной железы, заболевания как прямой кишки, так и толстой кишки, рак желудка, наружные локализации всей онкологии, рак предстательной железы, шейка матки - это виды рака, которые в структуре нашей заболеваемости и смертности превалируют.
Многие из тех, кто уже хотя бы раз проходил диспансеризацию, считают, что это несколько формальная процедура, которая не может позволить выявить какие-либо серьёзные заболевания. Это заблуждение?
Смотрите, если сравнить 2022 и 2023 год, то в 2022 году диспансеризация работала немного хуже в республике, чем в 2023 году. С прошлого года Минздрав плотно занялся еженедельным разбором всех случаев, проведённых по диспансеризации. Это легко контролируется. Мы видим, сколько выявлено пациентов в районе, допустим, с повышенным уровнем глюкозы и понимаем формально эта диспансеризация проведена или действительно люди пришли и сдали те анализы, которые необходимы. Конечно, существует кадровый дефицит, который есть не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Мы сталкиваемся сейчас с кадровым дефицитом врачей при тех региональных сложностях, которые есть у нас, - это то, что 40% населения живёт в сельской местности. Мы понимаем, что имеет место отдалённость от крупных центров. Но в любом случае программа диспансеризации позволяет нам выявлять рак на ранней стадии. Причём, если сравнить 2022 и 2023 годы, то мы выявили на 1500 человек больше с онкологической патологией, 62% из них на ранней стадии, это порядка 8-9 тычяч человек, и полностью вылечили их от этой патологии.
На ваш взгляд, большая выявляемость говорит о том, что действительно медицина стала более высокого уровня и позволяет это выявлять, или все-таки причина в том, что людей, болеющих раком, стало больше?
Раком болели, болеют и будут болеть всегда примерно одинаковое количество людей, вне зависимости от региона, вне зависимости от страны. А вот заболеваемость, она прямо коррелируется с качеством организации медицинской помощи. Чем больше государство внимания уделяет диспансеризации взрослого населения, профилактическим осмотрам, тем выше будет и уровень заболеваемости, и это не моё мнение, а экспертов, мировых лидеров и Всемирной организации здравоохранения. Мы стремимся к повышению уровня онкологической заболеваемости. Когда мы видим, что она растёт, мы радуемся. Значит, мы стали лучше, значит, у нас появилось больше специалистов, стали обращать специалисты первичное звена на это внимание, также это означает, что у нас появилось оборудование, которое позволяет провести эндоскопическое исследование, выявить онкологию на ранней стадии. Поэтому чем выше заболеваемость, тем выше уровень развития здравоохранения. Нам есть ещё к чему стремиться. У нас страна большая, поэтому государство и правительство делает все для того, чтобы система здравоохранения развивалась. Несмотря на все сложности, с которыми мы сталкиваемся
Я благодарю Аделя Измайлова, главного врача Республиканского онкодиспансера за участие в программе и в заключении замечу, что за последние 5 лет в республике введены в строй новые корпуса медучреждений, открылось онкоотделение в детской республиканской больнице, закуплено самое современное оборудование, которое позволяет вовремя выявлять многие болезни в клинику Башкирского медуниверситета в Уфе, и в онкодиспансере операции по удалению злокачественных опухолей стоят в буквальном смысле на потоке, их делают тысячами, и люди потом живут многие годы. Рак излечим, но главное - вовремя его обнаружить и не запустить болезнь. А это в наших с вами руках!
Автор: Роза Тухбатова