2024 год в республике он объявлен Годом заботы о людях с ОВЗ. Сегодня в студии "Спутник ФМ" член общественной палаты РБ, председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Олег Ротов. С ним мы побеседуем о доступной среде для маломобильных категорий граждан, трудоустройстве и социальном туризме для людей с ОВЗ и инвалидностью.
Здравствуйте, Олег Львович! Как вы считаете, насколько на данный момент в республике организована доступная среда для маломобильных граждан?
Предполагается, что вновь строящиеся объекты должны уже быть полностью доступны для маломобильных граждан, но, к сожалению, при сдаче объектов встречаются случаи, когда не получается сделать объект доступным, хотя он запроектирован таковым. При этом лишний бордюр, лишняя ступенька у людей вызывает проблемы с передвижением. Я уже не говорю про сельские поселения, маленькие населённые пункты, где в основном все объекты построены ещё во времена Советского союза, а нового строится очень мало. До того момента, когда доступная среда буде везде, нам ещё очень далеко.
С обществом инвалидов консультируются при проектировке таких территорий?
С нами, к сожалению, консультируются или пытаются прийти к консенсусу уже по конкретным объектам. В данный момент есть раздел в проекте именно по прилегающей территории, где также учитываются требования, выдаваемые для доступной среды для маломобильных граждан. Но вот именно проектировать какие-то кварталы или районы пока не получается. Несмотря на то, что у нас есть своя система добровольной сертификации Всероссийского общества инвалидов, где обучаются эксперты. Они помогали в подготовке Сочи к паралимпиаде, объекты общего пользования, спортивные, социальные проектировались с помощью наших экспертов. Наши специалисты могут дать нужные советы по правильным планировкам, которые могут помочь архитекторам в создании доступной среды в республике.
Что вы можете сказать о доступности общественного транспорта для маломобильных граждан?
Во-первых, не всегда можно до остановки добраться, чтобы потом сесть в автобус. Конечно, с помощью волонтёров или друзей на коляске можно передвигаться и по горам, но хотелось бы, чтоб маломобильные граждане могли это делать самостоятельно. Подвижной состав автобусов за последние годы изменился в лучшую сторону, но, несмотря на то, что закупили отличные автобусы для Уфы и проводили инструктаж водителей по обслуживанию маломобильных групп населения, очень много случаев, когда колясочник стоит и ждёт обслуживания, ведь водитель должен выйти, опустить откинуть аппарель, закатить и зафиксировать коляску. Но бывает нередко водители, отвернувшись и пряча глаза, проезжают мимо. Я сам был тому свидетелем, когда мы выходили на рейд, с нами был паралимпийский чемпион Ирек Зарипов. Он стучал по борту автобуса, но водитель не вышел, двери закрылись, и автобус просто уехал. Этот факт был зафиксирован, конечно, водитель понёс заслуженное наказание, но это, увы, человеческий фактор. Бывает даже, что некоторые пассажиры возмущаются из-за того, что приходится чуть подольше постоять на остановке, пока водитель поможет сесть в автобус человеку на коляске, они начинают нервничать, психовать. Это предвзятое отношение к людям с ограниченными возможностями, как к обузе или элементу, тормозящему весь жизненный процесс. Доступная среда начинается не только с архитектурных решений, но с отношения и культуры людей, с ними нужно проводить профилактические моральные беседы. У людей откладывается в подсознании, что человек с ОВЗ потерян для общества, идёт отторжение. Но эти люди также находят себя и свое место в жизни, реализуются посредством спорта, как паралимпийцы, в творчестве, в науке, в рабочих профессиях. Многие работают и самодостаточны, двигаются по карьерной лестнице до уровня руководителей. Инвалиды – те же самые люди, просто у них есть видимая или невидимая особенность, которая затрудняет жизнь. Они также полезны и для общества, и для государства.
Это достаточно долгий процесс, чтобы люди изменили свою точку зрения.
Цели и задачи Всероссийского общества инвалидов заключаются в достижении людей с инвалидностью равных с другими гражданами прав и участия в жизни общества. Равные права – это возможность сделать все так, чтобы человек с инвалидностью сам мог, как и обычные здоровые люди, достигать своих целей, для этого и нужна доступная среда.
Недоступность ограничивает в правах, взять к примеру, те же ограничения по выбору учебных заведений или места работы. Сможет ли человек доехать до этого места учебы или работы, получится ли у него там целый день провести (это уже вопрос о доступных санузлах и прочих подобных мелочах). Я хочу сказать, что со стороны инвалидов также есть эта психологическая проблема, когда они сами ставят себя в позицию иждивенца и начинают требовать вместо того, чтобы человек кроме пенсии и социальных пособий, у него был дополнительный заработок, который он может потратить на себя, в том числе сделать свой подъезд доступным для того, чтобы он сам мог выйти, купить ступенькоход или другие приспособления. Мы хотим также изменить мысли и мышление людей с инвалидностью, что они сами – кузнецы своего счастья, и спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Как обстоят дела с трудоустройством у людей с инвалидностью?
Хочу сказать, что вакансий достаточно, но отношение работодателей к людям, которые, как они считают итак уже получают пенсию, такое, что часто предлагают или низкоквалифицированные рабочие места, или низкую зарплату. Люди с инвалидностью не хотят идти в профессии, где они не смогут реализоваться, только в безвыходном положении могут. При этом самому человеку с инвалидностью нужно подобрать себе профессию, которую физически сможет он выполнять, повысить квалификацию или переобучиться. Люди с инвалидностью хотят престижную профессию, но к этому тоже сами должны стремиться. Каждый год во время поступления в вузы мы пытаемся стимулировать их. С нами работают также высшие учебные заведения, информируют нас об имеющихся бюджетных местах для людей с инвалидностью. Но бывает так, что люди хотят хорошо жить, но ничего для этого не делают.
Есть в Башкирии случаи дискриминация по инвалидности?
Анонимно по отдельным случаям люди консультировались. Например, человек несколько лет работал, и тут работодатель узнает, что он инвалид, при этом данный факт не мешал его деятельности, но работодатель испугался и предложил ему уволиться. Мы разъяснили, что в этой ситуации есть трудовые инспекции, где с подобными случаями борются и решают. Государство нацелено на решение проблемы трудоустройства инвалидов – это квотируемые рабочие места, когда предприятия численностью больше 35 человек обязаны иметь 1 квотируемое место, куда должны трудоустроить инвалида, иначе будет штраф. В Башкирии также принята квота – не менее 2 человек на компанию с количеством 100 работников. Таким образом, государство пытается стимулировать работодателей, также даётся возможность работодателю реализовать свою обязанность за счёт арендуемого рабочего места. То есть он может заключить договор аренды рабочего места, где работает инвалид, и выплачивать какие-то средства для того, чтобы помочь работодателю, у которого этот инвалид работает. И это очень хорошо помогает общественным организациям инвалидов, где в основном люди работают на общественных началах. В подобных организациях финансирования как такового нет, коммерческой деятельностью заниматься и добывать деньги не все умеют, живут или по благотворительным, или по спонсорским пожертвованиям, или оказывает поддержку предприятия, администрации муниципалитетов, возможно субсидируют затраты общественникам, и есть возможность у предприятия арендовать такое рабочее место. Общественные организации благодарны государству, что есть такая возможность финансировать работу своих общественников.
Обращаются ли к вам уже ветераны специальной военной операции? Возможно, у них какие-то есть особенности на фоне всех остальных.
Особенности, конечно, есть, потому что это, в том числе, психологическая травма помимо физической. Но хочу отметить, что Фонд «Защитники Отечества» очень плотно с ними работает. Пенсии, пособия, технические средства реабилитации им обеспечиваются, а душевную составляющую они находят именно на мероприятиях местных организаций. И ещё отмечу, что в основном ветераны специальной военной операции – люди, которые стали инвалидами в трудоспособном возрасте, многие ещё воспитывались в Советском союзе, поэтому у них нет стремления быть иждивенцем или сидеть дома, они хотят вернуться в тот круг, который был раньше, до СВО. Допустим, я в трудоспособном возрасте и будучи по профессии речником, рулевым мотористом, стал инвалидом и уже не мог вернуться в эту сферу. Я переучился и нашёл себя в другом деле. Я как раз и был у истоков, когда создавалось наше общество.
По данным минтуризма Башкирии, только 3% людей с ограниченными возможностями здоровья могут себе позволить самостоятельные путешествия. С чем это связано, и есть ли в республике и в России специальные туристические продукты для маломобильных граждан, незрячих, слабослышащих и так далее?
Конечно, есть. С данными статистики я не согласен, потому что очень много людей путешествуют самостоятельно. Выезжают на автопробеги, ходят в горы, в лес, сплавляются. У нас очень много организаций именно наших республиканских, которые на средства гранта приобрели туристическое оборудование, катамараны, всевозможные парусники, на которых путешествуют по рекам республики. Некоторые выезжают на спецмаршруты повышенной сложности. Мы в своё время при наличии спонсоров организовывали автобусные туры в Казань, по республике катали людей. Много очень обращений, когда вы будете опять тур организовывать. Очень много санаториев, баз отдыха, которые именно реконструированы с учётом доступности. Есть специальные номера и для колясочников. Знаю многих ребят, которые нашли себя в удалённой работе, на лето они уезжают в Крым, снимают квартиры, покупают путёвки, отдыхают и работают, так как там инфраструктура для них создана. Что касается республики, то в данный момент обращаются к нам базы отдыха с просьбой проконсультировать, как построить тот же кемпинг для того, чтоб люди с ограниченными возможностями могли там отдыхать. Но, видя, что для этого необходимо соблюдать определенные требования, они считают, что лучше сделать маленький туалетик общий, сэкономить на капиталовложениях и продавать больше путёвок. В качестве своих клиентов инвалидов они не видят и не вкладываются именно для того, чтобы привлечь такую огромную клиентуру. Это странно, что наши предприниматели это не учитывают, и в том числе предприниматели в туристическом бизнесе.
По работе социального такси, пока, я так понимаю, отзывов ещё нет. Его буквально неделю назад анонсировали. Но расскажите в целом о проекте.
Мы говорим об этом с 2013 года. В течение 10-11 лет изыскивались средства, я приводил примеры Москвы, Казани. В столице нашей, конечно, это организовалось на базе Мосгортранса. Они сами закупили и автобусы, в том числе и туристические, с подъёмниками, организовали логистику через московское отделение Всероссийского общества инвалидов. Наконец-то и в республике это анонсировали социальное такси. Принцип такой: 4 поездки в месяц инвалидам 1 группы, детям-инвалидам, и есть ограничения именно по целям поездки: транспортная инфраструктура (аэропорт, железнодорожный вокзал), поликлиники, социальные объекты. Хотя в Москве люди ездят на работу на таком такси, делается какая-то скидка. У нас в этом плане будет огромная востребованность. Коммерсанты, конечно в это не пойдут, нужна поддержка бюджета. Ведь 6 автомобилей на миллионный город – капля в море, и они будут всегда заняты.
Этот год в Башкирии проходил под эгидой заботы о людях с ОВЗ. На ваш взгляд, самые какие-то топовые события произошли за это время?
Самым ярким я могу назвать молодёжный слёт Всероссийского общества глухих на территории республики. Если брать на уровне республики, то это творческий конкурс «Ломая барьеры». Хочу отметить, муниципалитеты там, конечно, много внимания уделили людям с ОВЗ трудоспособного возраста. Благодаря именно объявленному Радием Фаритовичем Годом заботы о людях с ОВЗ многие муниципалитеты проводили мероприятия и людей там вниманием не обделили. Благодаря этому году мышление тех же чиновников в администрациях меняется, больше общаются с такими людьми, видят, что с ними можно сотрудничать в тех же самых общественных рейдах по экспертизе доступности объектов. Мы можем быть партнёрами, а не иждивенцами. Так к инвалидам будет меняться отношение общества именно в хорошую сторону.
Куда могут обратиться люди с инвалидностью, с ограниченными возможностями, если им нужна какая-то помощь, например, установка пандуса в подъезде, ущемление прав на работе и так далее?
Всероссийское общество инвалидов в республике представлено 57 местными организациями, почти в каждом муниципалитете у нас есть представитель, и найти контакты не сложно. Они есть на нашем сайте в разделе «Структура», где есть все адреса, телефоны. Можете звонить в республиканскую организацию, вам всегда помогут, подскажут. Нарушениями прав инвалидов занимается серьёзная организация - Прокуратура Республики Башкортостан. Можно сразу обращаться туда. Есть другие надзорные органы – Росздравнадзор, Роспотребнадзор.
Спасибо большое, Олег Львович, за интервью. Надеюсь, что Год заботы о людях с ОВЗ и последующие дадут нам хорошую традицию и изменят мнение общества по данному вопросу!
Да, надеюсь тоже. Спасибо!