При участии военнослужащих в боевых действиях они сталкиваются со множеством болезненных и травмирующих ситуаций. После них крайне тяжело вернуться к обычной жизни. Отмечено, что в среднем 30% военных, участвовавших в спецоперации, страдают от посттравматических стрессовых расстройств. Поэтому им необходима после возвращения с СВО реабилитация. Одним из мест, где оказывается такая помощь является Республиканский клинический психотерапевтический центр. В интервью «Спутник ФМ» главный врач Наталья Тулбаева рассказала о том, как помочь и бойцам и семьям в этот непростой период.
Наталья Рифовна, какую помощь оказывает участникам СВО и их семьям Республиканский клинический психотерапевтический центр?
С начала специальной военной операции мы начали готовить психологическую и психотерапевтическую программу для реабилитации участников СВО и членов их семей, потому что мы прекрасно понимаем, что с психологическими сложностями сталкиваются сами бойцы, но не меньшее психологическое напряжение и полная дезадаптация от привычных условий, в которых семья пребывала, испытывают и члены их семей. Поэтому в центре была создана программа по психолого-психотерапевтической реабилитации и действующих участников специальной военной операции, и членов их семьи. За этот период мы, имея базу предыдущую по пациентам, которые были ветеранами боевых действий после Афганистана, Чечни, мы наработали ещё и новые методики реабилитации. Текущие боевые действия существенно отличаются от тех, которые были несколько десятилетий назад. Мы жили без войны много десятилетий. Мы знали, что такое война по рассказам наших дедов и прадедов, по фильмам. Но когда оказываешься в зоне, вот боевых действий очно, это совсем другое ощущение, и поэтому посттравматическое стрессовое расстройство развивается гораздо раньше, не в те теоретические сроки, как мы привыкли. Мы не должны не забывать, что эта война сопровождается большим количеством используемой техники, и те ранения, которые ребята получают, тоже существенно отличаются от тех, которые были в Афганистане и Чечне. Психологический дискомфорт от того, что у тебя появился совсем другой статус, отсутствует конечность, страдает зрение, страдает слух тоже накладывает отпечаток. Мы оказываем помощь действующим участникам СВО, ветеранам боевых действий, которые уже демобилизовались или комиссованы, а также членам их семей. Мы работаем и с Комитетом семей защитников Отечества, и с фондом «Защитники Отечества». К нам обращаются матери, жены, сестры тех, кто пропал без вести, чьи родные погибли, те, которые не знают, как сообщить своему ребёнку о том, что папа не придёт, что папа пропал без вести.
Почему мужчины не обращаются за психолого-психотерапевтической помощью, когда она необходима?
Мужчины у нас воспитаны таким образом, что мужчина не ноет, не жалуется, не плачет. Они оставляют все в себе, замыкаются, начинают употреблять алкоголь, становятся нелюдимыми, либо становятся агрессивными, либо появляются ночные кошмары. В это состояние вовлечены их жены, дети. Члены семьи в таких случаях к нам могут обратиться за советом, каким образом правильно донести информацию до мужа, до отца своих детей, чтобы вместе проконсультироваться. У нас есть семейная психотерапия, когда мы госпитализируем жену вместе с мужем, чтобы ему было спокойно, если она рядом. Это нужно, чтобы она умела выстроить общение с новым по своему эмоциональному фону мужем, потому что война из человека выходит не быстро. Мы работаем над стабилизацией боевой травмы, чтобы человек вернулся к обычной социальной жизни.
Как можно обратиться за помощью в ваш центр?
У нас есть единый колл-центр: 8 (347) 285-77-07. Также возможно записаться к врачу-психотерапевту через Госуслуги. Третий вариант, когда врач-терапевт, невролог, хирург, если видит, что психологическое состояние человека нестабильно, и он готов, чтобы ему оказали эту помощь, то могут записать его к нам на консультацию через медицинскую организацию. Мы работаем с фондом «Защитники Отечества», где прикреплены два медицинских психолога. Сюда обращаются и бойцы, их близкие родственники. Наши медицинские психологи выстраивают эту правильную маршрутизацию. Мы работаем с социальными координаторами всех районов.
Какие вы можете назвать основные признаки для того, что человеку необходима специализированная помощь?
Основные признаки, что у человека есть травмы и желательно обратиться к специалистам: во-первых, нарушенный сон, в котором есть кошмары, ощущение того, что ты снова на военных действиях, когда совершаются какие-то защитные реакции, например, упал на пол, прикрыл голову, стащил жену с кровати, потому что иначе она якобы может погибнуть. Человек делает это неосознанно. Также это состояние тревоги и вечного ожидания опасности, насторожённости, определённой подозрительности. В-третьих, если есть замыкание в себе, человек не хочет общаться, не хочет быть привычным и активным в своём поведении, когда уже окружающие это замечают. Также это может быть алкоголизация, потому что в их понимании это наиболее лёгкое средство для того, чтобы попытаться восстановить своё эмоциональное состояние. К сожалению, также может проявляться немотивированная агрессия, либо высказывание чувства вины, что я живой, а мои товарищи погибли.
Какие-то документы нужны, чтобы обратиться к вам в центр?
Если это действующий боец, то помимо паспорта и медицинского полиса жителя Башкортостана должно быть либо направление из воинской части, либо направление из военкомата. С этим направлением они обращаются в поликлинику госпиталя ветеранов войн, либо напрямую к нам. Если это комиссованный, демобилизованный участник СВО, который имеет статус ветерана боевых действий, то только паспорт и медицинский полис.