Драматург Юлия Тупикина: нужно садиться и писать в любом состоянии!

Время гостей в сериале «Чак-чак Норис». Сегодня у нас в студии драматург, сценарист, журналист по образованию Юлия Тупикина.

Чак-чак Норис
Драматург Юлия Тупикина: нужно садиться и писать в любом состоянии!
Чак-чак Норис

Юля один из самых модных современных драматургов нашей страны, приехала в Уфу учить наших ребят и девчонок писать пьесы. Напомним, в эти дни в Уфе проходят финальные читки международного конкурса новой драматургии «Ремарка 2018».

Фото №1 - Драматург Юлия Тупикина: нужно садиться и писать в любом состоянии!

Трофим: Юля, с чего начиналось ваше увлечение написанием пьес?

Юлия: Я была журналистом, потом работала пиарщицей. Потом я поняла, что нет для меня такого занятия, в котором я могла бы выразиться на 100%. А мне хотелось очень самовыражения. И тогда я решила, что надо что-то писать. Но писатели получают мало. Я подумала надо идти в кино, учиться писать сценарии. Выучилась, но оказалось, что рынок очень закрыт. Новичку очень трудно попасть на телевидение и в кино в качестве сценариста. И тогда я случайно попала с улицы на фестиваль «Любимовка». Это фестиваль современной драматургии, который проходит в Москве. Я поняла, что я ужасно хочу туда. Там так интересно! Пришлось написать пьесу для этого.

Лиля: О чем была та первая пьеса?

Юлия: Первая пьеса была о моей умершей бабушке. Это пьеса «Ба», которая сейчас поставлена во многих театрах России, переведена на польский. Я очень по ней скучала, и написала пьесу, чтобы не забыть все ее выражения, словечки. Я хотела, чтобы мы знали свои корни. Из пьесы получилась довольно обаятельная комедия, ставят ее до сих пор, мечтают экранизировать. Я даже написала сценарий.

Фото №2 - Драматург Юлия Тупикина: нужно садиться и писать в любом состоянии!

Лиля: А вы часто героями своих произведений делаете друзей, близких?

Юлия: Когда драматург работает, он использует прототипов. Но для создания одного героя ему может понадобиться несколько прототипов. Когда ты собираешь черточку отсюда, черточку оттуда, то в целом получается некий персонаж, который походит на прототипа, но все-таки неузнаваем.

Трофим: То есть, никто вам ни разу не сказал: «Юля, как ты могла»?

Юлия: Никогда. Вы знаете, я написала 30 пьес, и ни разу у меня не было такой проблемы. Вот я сейчас вышла замуж, и мой муж попросил меня никуда его не вставлять. Я его не вставила никуда. Пока еще. Но думаю, после развода можно будет смело вставлять. Мне не нравилась учительница в школе. Я уже несколько раз использовала ее прозвище в произведениях, давала его неприятным учителям. Я призываю всех писать пьесы. Люди любой профессии могут написать пьесу и прислать ее нам на конкурс новой драматургии «Ремарка». У нас в этом году появилась интересная номинация «Маленькая ремарка», это пьесы для детей и подростков. Есть номинация «Большая ремарка» для взрослых. На любую из этих номинаций вы можете прислать свой текст, даже если он не совершенен, даже если это ваш монолог, внутренний поток сознания.

На самом деле вы можете так пережить какую-то свою проблему. Например, кто-то вас обидел, и вам себя жалко. Стоит только написать пьесу, в которой себя пожалеть, и получится суперкрутая комедия. Все будут смеяться, и вы забудете свою обиду.

Трофим: Понятно, что героев можно «подсмотреть» в своей жизни. А где взять сюжет?

Юлия: Трофим, вы правильно говорите. После того как вы подумали о персонажах, нужно придумать историю. Для этого достаточно настроить свои локаторы и начать смотреть, какие истории происходят с вами и с вашими родственниками, друзьями, вокруг вас. Посмотреть, что вообще волнует людей. Почитайте репортажи, полистайте ленту Фейсбука. Вы найдете массу тем, на которые еще никто не написал пьесу. Людям нужны истории.

Лиля: Вам в какой обстановке хорошо пишется?

Юлия: В любой. Вообще, это большое надувательство, что нужно ждать вдохновения. Его нет. Нужно сесть и писать в любом состоянии. Голова должна все время иметь эту задачу: сейчас я создаю сюжет или персонажей. Писать можно между делом, не бросая основную работу, подворовывая время у себя то там, то сям. Присылать можно работы не только нам, на «Ремарку». Есть еще «Любимовка», «Первая читка», «Действующие лица». На все эти конкурсы вы можете прислать свою пьесу, и уже ее будут оценивать другие люди. Вам не нужно ломать голову, хорошо или плохо получилось.

Фото №3 - Драматург Юлия Тупикина: нужно садиться и писать в любом состоянии!
Республика Башкортостан. Международная выставка-форум «Россия»

Лиля: Вы писали пьесу для конкретных актрис Театра Российской Армии Людмилы Чурсиной, Ларисы Голубкиной, Ольги Богдановой. Это сложно – угодить актрисам, которые играли классический репертуар, у которых за плечами столько ролей?

Юлия: На самом деле, более довольной и удовлетворенной осталась Ольга Богданова, потому что она потратила больше времени. И она рассказала много мне о своей жизни, и эти документальные истории частично вошли в спектакль. Она вовлечена, она не просто кого-то играет. Чурсина вообще покинула спектакль на этапе репетиций. Тут нужно иметь понимание, что это люди, скажем, немолодые, могут быть проблемы с памятью, с речью. Бывает, им просто утомительно это делать. Тем более что они часто вовлечены в антрепризную деятельность, разъезжают по всей стране и хорошо зарабатывают. Возможно, у них уже нет сил на большие новые проекты. А Лариса Голубкина осталась, и ее это вдохновило на свой сольный спектакль.

Трофим: Спасибо, Юлия, что вы пришли к нам сегодня в студию!

Фото №4 - Драматург Юлия Тупикина: нужно садиться и писать в любом состоянии!
Чак-чак Норис
Драматург Юлия Тупикина: нужно садиться и писать в любом состоянии!
Чак-чак Норис
Волна
Пенальти