Полезное толкование норм Закона "Об оружии" сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ при спорной ситуации, в которой дети "побаловались" родительским оружием и получили ранения.
Существует ли в подобных ситуациях моральная ответственность? Ведь по закону ребенок не должен иметь никакой возможности добраться до хранящегося у родителей оружия.
В Законе "Об оружии" четко прописаны правила его хранения, "исключающие доступ к нему посторонних лиц". А в Гражданском кодексе (статья 1064) сказано, что вред, причиненный человеку или его имуществу, надо возмещать в полном объеме тому, кто вред причинил. Там же уточняется, что законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. А лицо, причинившее вред, освобождается от причинения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
И еще важное уточнение - законом предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя вреда.
В Гражданском процессуальном кодексе (статья 61) сказано следующее: основания освобождения от доказывания - это вступивший в силу приговор по уголовному делу. Он обязателен для суда, который рассматривает дело о гражданско-правовых последствиях действий того человека, в отношении которого вынесен приговор.
Верховный суд РФ разъяснил: хранение оружия должно исключать доступ к нему посторонних. В отличие от вины в уголовном праве, где "виновен - не виновен" решает либо судья, либо присяжные заседатели, в гражданских правоотношениях все по-другому. Тут вина в причинении вреда предполагается, пока причинитель сам не докажет, что его вины нет. Проще говоря, когда речь идет о гражданских отношениях, самому надо доказывать, что твоей вины тут нет. От обязанностей доказывать отдельные, юридически важные обстоятельства освобождает приговор суда.
В случае, упомянутом выше, ответчик хранил оружие так, что оно стало доступно его ребенку, и в итоге пострадал истец, подавший затем заявление на возмещение морального ущерба из-за ранения.
Поэтому требование компенсировать моральный ущерб от выстрела в размере двух миллионов рублей вполне правомерно.