В республике хотят построить второй исправительный центр. Это учреждение, где осужденные отбывают альтернативное наказание – принудительные работы вместо реального заключения. Сейчас такой есть в Стерлитамаке, но он почти заполнен. Здесь осужденных официально трудоустраивают, они получают зарплату не ниже МРОТ. Часть уходит в доход государства. Таким образом, их содержание идет не за счет бюджета. Они также находятся под постоянным контролем, но имеют право покидать центр с разрешения администрации.
Для нее коровы – это не стадо, а индивидуумы. У каждого животного свой характер, говорит Мария. И если бы позволяло время, она бы подошла и рассказала бы про всех своих подопечных. Дояркой девушка работает всего два месяца. Профессию сменила благодаря судимости – именно благодаря. После того, как Фемида назначила наказание в виде исправительных работ, Мария решила, что останется в новой профессии и после окончания срока – прикипела душой. Полюбила своих подшефных, те, кстати, отвечают ей тем же, а недавно девушка даже помогла телятам появиться на свет.
Сейчас на предприятие имени Калинина трудятся 13 осужденных. Работодатель на автобусе сам доставляет сотрудников. А живут работники в исправительном центре. Но это не привычные для колоний помещения казарменного типа.
Светлая комната в постельных тонах, на столах лежат тетради, альбомы и даже игрушечная машинка. С виду обычная мужская комната в каком-нибудь студенческом городке. И лишь карточки с информацией об осужденных выдают постояльцев этого номера.
Это больше похоже на общежитие. Они сами устраивают свой быт. Здесь есть гладильная комната и даже стиральные машины. Обедают в столовой либо на собственной кухне. В каждой комнате полки с книжками. Для Руслана после 9 лет в колонии, которые он отбывал за похищение человека, это почти свобода. Отсидев две трети срока, подал на смягчение наказания. После положительного решения суда был переведен в исправительный центр. Здесь он может пользоваться телефоном и даже интернетом. Но больше всего в колонии ему не хватало другого.
Сюда Руслана привезли из Калужской области. Исправительные центры есть не в каждом регионе, да к тому же многие из них уже заполнены. Лимита достиг и республиканский. Такая альтернатива лишению наказания появилась в 2017 году. Принудительные работы вместо заключения в колонии могут получить только те, кто совершил преступления небольшой или средней тяжести, либо осужденные по тяжкой статье впервые и получившие срок до 5 лет. Есть и вторая категория, такие как Руслан – те, кто подает на смягчение наказания.
Сейчас в УФСИН республики обсуждают создание еще одного исправительного центра. Учреждения на 100 мест при колонии-поселении в Стерлитамаке уже не хватает. Не всегда заключение под стражу может исправить человека. Порой погружение в такую обстановку еще больше затягивает осужденного в криминальный мир. А тут, не отрываясь от реальности и осознав ошибки, свою вину они стараются искупить честным трудом. Но даже несмотря на почти домашние условия, они всё равно хотят, чтобы время тут бежало быстрее, а из окна не было видно колючей проволоки.
Автор: Анастасия Ильчибаева