Стаи бродячих собак снова орудуют на детских площадках. Службы отлова не справляются. Концлагерь для животных или ад собачий? Почему в приютах, на которые бюджет выделяет десятки миллионов рублей, животные мучительно погибают? С биркой на ухе и с опарышами в животе после стерилизации. Кто и как строит бизнес на собачьих костях? Почему шокирующее живодерство остается безнаказанным, а закон об ответственном обращении с животными до сих пор не работает?
Следы собачьих зубов на ноге зажили, но зато свежи впечатления. 11-летний Рафаэль в деталях рассказывает, как его укусила большая черная дворняга.
Стая бездомных собак в этом районе на Уфимском шоссе промышляет уже около года, рассказывают местные жители. Очередное ЧП попало в объектив камеры наблюдения. Агрессивная свора нападает на ребенка прямо на детской площадке.
Спасаться бегством от разъяренных дворняг пришлось и Линизе Галинуровой с детьми. В тот вечер семья выгуливала домашнего питомца во дворе.
Еще более жуткое видео этой осенью очевидцы сняли в городе Агидели. Маленькая девочка в ужасе кричит, в сантиметре от ее лица – пасть собаки, которая, кажется, вот-вот укусит. Пес агрессивно рычит и не подпускает взрослых. Но, к счастью, в какой-то момент ребенка все же удается освободить из звериного плена.
В этом году полностью вступил в силу федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», и многие ждали, что бездомных собак на улицах станет меньше. Ведь бюджетные деньги на отлов получили сразу несколько организаций по всей республике. Открылись специальные пункты для содержания собак. Но сообщения о нападениях на детей и домашних животных продолжают поступать со всех районов. А заявки местных жителей на отлов игнорируются месяцами. Как, например, здесь, на улице Октябрьской революции в Уфе
Вместе с лаем из пасти – клубы пара. Холод собачий в буквальном смысле. Грязные лужи, горы фекалий и жуткий запах. Собаки сбились в кучи, чтобы хоть как-то согреться, ведь в клетках – ни грамма соломы. Многие уже не встают и ни на что не реагируют. У животных нет даже воды. Такая собачья колония строгого режима. Вот только большинство из этих узников ни в чем не виноваты – они никого не кусали, но все равно отбывают свой срок. Здесь, в пункте временного содержания под названием «Рекс». В этой клетке, например, на нескольких квадратных метрах мы насчитали 14 собак.
Частная компания «Рекс» выиграла тендер на отлов животных в Уфе на сумму более 8,5 миллионов рублей, а также заключила контракты еще в 11 районах республики.
Это директор организации, Муратби Рубжанов. Поясняет: в его задачи входит отловить бездомных собак, привить от бешенства, простерилизовать, поставить идентифицирующую бирку на ухо и выпустить обратно, если животное не агрессивно. Средства на это выделяются из бюджета, все позиции четко прописаны в постановлении Правительства республики. В общей сложности за каждую отловленную собаку ООО «Рекс» получает более 5 тысяч рублей. Но денег все равно не хватает, говорит директор.
Пункт временного содержания или приют, как его теперь требует называть закон, находится в Бирском районе. Предприниматель подчеркивает: для него это бизнес. Он арендовал заброшенное промышленное здание без окон и коммуникаций и начал привозить сюда отловленных животных. Вот только необходимые условия, прописанные в том же постановлении Правительства, создать не успел. Хотя обязан был это сделать, заявляясь на торги, говорят в Управлении ветеринарии.
А это видео буквально шокировало интернет-сообщество. Собаку с желтой биркой на ухе и незажившим швом после стерилизации нашли в лесу. В животе кишат опарыши. Животное медленно и мучительно умирает.
Директор «Рекса» между тем уверяет, что собака была выпущена не из его приюта. Впрочем, на странице организации в соцсетях можно найти и другие, весьма странные кадры. Вот, например, обратно в среду обитания выпускают собак, которые едва стоят на ногах.
Мы спросили директора о том, в каких условиях проводится стерилизация животных, учитывая, что в остальных помещениях приюта антисанитария, но он не позволил снимать веткабинет.
Не публиковать это видео просили нас и некоторые зоозащитники, которые приезжают сюда кормить собак за свой счет. И поначалу мы не могли понять, почему. Но после телефонного звонка директора все стало на свои места. Волонтерам просто угрожают тем, что больше не пустят сюда, если они будут рассказывать правду. И зоозащитники боятся, что без них животные погибнут.
И это тоже нарушение федерального закона, который обязывает владельцев приютов не ограничивать волонтеров и простых граждан в посещении животных.
Этой историей уже занялась прокуратура. В ходе проверки на месте был выявлен целый список нарушений.
А эти снимки мертвых животных волонтеры сделали в другом пункте – уже муниципальном, в Уфимском районе. Если не соблюдать санитарные нормы, в подобных местах молниеносно развиваются инфекции – чумка и энтерит, и животные погибают десятками.
Прямо между вольерами – мусорная свалка. На корм собакам доставляют отходы из тюрьмы: в этих баках – квашеная капуста, протухшая рыба. Нормальные продукты животным привозят только волонтеры. Работники приюта и здесь пытаются запретить снимать.
Пожалуй, единственный плюс – сравнительно достойный веткабинет, где стерилизуют животных.
Волонтеры убеждены, что на те деньги, которые сейчас получают эти пункты, вполне возможно содержать животных в достойных условиях.
Сегодня в республике действуют 3 частных и 8 муниципальных приютов. На очереди – строительство большого государственного приюта на 500 животных в поселке Новые Черкассы.
Между тем зоозащитники считают, что закон об ответственном обращении с животными во многом не доработан. В первую очередь, необходима идентификация домашних животных и штрафы для безответственных владельцев, из-за которых как раз и пополняются ряды бездомных собак.
С этим согласны и в Управлении ветеринарии, и в Курултае республики.
По-прежнему не работает и уголовная статья о жестоком обращении с животными, уверены зоозащитники. То, что, например, случилось в поселке Шмидтово под Уфой, просто не укладывается в голове. Любимца детворы, 8-месячного щенка по кличке Белый, прямо с детской площадки утащил местный житель и, по словам очевидцев, жестоко разделался с животным.
Живодера не смутили даже десятки свидетелей. Как рассказали дети, собаку он принес вот на эту мусорку, которая находится буквально в нескольких метрах от детской площадки, и примерно здесь убил и расчленил животное. Позднее здесь обнаружили лужу крови, фрагмент шерсти и кусок картона, на котором он совершал это прямо посреди белого дня.
Трофима Ваганова называют соучастником этого зверства, по словам местных жителей, именно он вынес нож, а расправился с животным его сосед по общежитию – вот он пишет объяснение на капоте автомобиля.
Все, что осталось от щенка, было собрано в качестве улик и передано полиции, рассказывает местная жительница Наталья Соколова. Но уголовное дело все еще не возбуждено.
Пес по кличке Тайсон – еще одна жертва человеческой жестокости. Со стрелой от арбалета в спине его подобрали на дороге. Кто-то, по сути, охотился на собаку.
В этом же доме живет и кот Буч – с пулей от огнестрельного оружия в ноге. Алина Джадд – волонтер, с мужем они воспитывают двоих детей, а еще помогают животным, от которых отказались люди. Сегодня в приюте они увидели алабая, истощенного до полусмерти. Глава семьи решает забрать пса домой. Эмоции переполняют всех.
Пятиклассница Лиза теперь сама заботится о питомце, который, несмотря худобу, весит больше, чем она сама. С удивительной благодарностью пес отзывается на ласку девочки. За суровой внешностью оказалась добрая и безобидная собачья душа.
Как и ее родители, Лиза верит, что когда-нибудь животные исчезнут с улиц, а каждая собака обретет свой дом. И даже если это будет приют, он не должен стать для них адом. Ведь животные способны научить нас, людей, настоящей преданности и как дети готовы любить и прощать просто так.