Хроника Первой мировой – в старой солдатской тетради

Родственники участника одной из самых масштабных войн накануне решили приоткрыть завесу тайны – опубликовать дневник Идиятуллы Заманова, рядового царской армии и немецкого пленника. В 30 лет он ушел на фронт. Вернулся уже в другую страну, где о нём не забыли лишь близкие.

Протоколы Первой мировой арабской вязью. Лишь потом автор переписал его на татарский. Уникальный восьмидесятистраничный дневник хранится в обычной уфимской квартире. Его давно бы выкупили коллекционеры, если бы не близкие Идиятуллы Заманова, которые берегут реликвию для потомков. В этой тетради проза жизни. О том, как в 1915 году молодого Идиятуллу отправили в Польшу и где их бросили офицеры. Согнувшись, он писал прямо из окопов, под разрывы снарядов.

Асия Тухватуллина, родственница Идиятуллы Заманова: Здесь он весь ход истории описывает. Через весь дневник проходит тема любви к Родине.

Он вернулся с войны в 1925-м. Позади тяжелые бои, семилетний немецкий плен, в руках откровенная хроника. Когда в России бушевала революция, Идиятуллу Заманова пытались завербовать против красных. Отказался, ради детей. Сегодня в доме потомков чтение дневника заглушает детский смех. Уже праправнуки, затаив дыхание, слушают боевые рассказы.

Гульнара Аскарова, родственница Идиятуллы Заманова: Перевести и понять, чтоб детям уже досконально рассказать как историю семьи. Конечно, мне эти факты и самой интересны.

Несмотря на бремя Первой мировой и немецкий плен, автор легендарного дневника дожил до 85 лет и похоронен на старом кладбище в Кандрах. Близкие ни за что бы не продали ветхую постройку дом, который стал последним пристанищем Идиятуллы Заманова, называя ее не иначе как родовое имение.

В то, что к нему не зарастет народная тропа, родные не верят. Еще как зарастает, от входа на кладбище с десяток метров по дебрям. Могилу редко находят с первого раза. Внучка Гузалия признается, что приходит нечасто. Но каждый визит это большая уборка. Иначе он бы не простил. Идиятулла был муллой. Вера не терялась, даже когда на войне гибли сослуживцы.

Гузалия Аскарова, родственница Идиятуллы Заманова: Он всё время пишет: вот нам бог помог. Погибло столько-то народу, а мы выжили, и он всегда уповает на бога.

Историки бы рассказали, Первая мировая началась с убийства австрийского принца Франца Фердинанда. Взаимное объявление войны странами, и Россия увязла в кровопролитии, которое переросло в революцию. Но эта политика скорее для школьных учебников. Рукописный дневник, 87 страниц о личном испытании ради мира и жизни близких.

Фото №1 - Хроника Первой мировой – в старой солдатской тетради
Рули трезво: как в Башкирии борются с пьяными водителями
Пенальти