Миллиардные обороты и непродуманная логистика. На неделе парламентарии республики разбирались с рынком аутсорсинга в школах и детских садах. Пришли к выводу, что единой модели развития в регионе нет. Отсюда и проблемы с качеством оказываемых услуг, хотя деньги за них операторы зачастую требуют с людей вперёд. В результате родителям приходится выбирать: либо оставить ребенка без обеда, либо оплатить его прогул. Корреспондент БСТ разбирался в нюансах и пытался понять, как привести в порядок "кухонный аутсорсинг".
Мясные биточки приготовлены на современной кухне из качественных продуктов, но это –полуфабрикаты. Хотя несколько лет назад при переходе на систему аутсорсинга родителям объявляли, что чищенных овощей и разогретых продуктов в школах и детских садах не будет.
То есть, в большинстве своем воспитанники детсадов и школьники питаются привозной едой, а о ее качестве отзываются по-разному.
Это интервью мы записали в столовой 35-й школы Уфы. Ее обслуживает комбинат школьного питания. Правда, с журналистами работники столовой беседовать не хотят. Пускать на кухню школы съемочную группу также отказались.
Качество продуктов, которыми кормят наших детей, легко проверить. В Госкомитете по торговле действует испытательный центр, но из трех тысяч учебных заведений региона к ним обратились всего 174. Остальных, видимо, всё устраивает. А вот родителей не устраивает форма оплаты за детское питание. Если быть точнее, платформа «Аксиома». Всё потому что поставить или снять ребёнка с питания нужно едва ли не за сутки до визита в детский сад. А если, к примеру, он заболел после обеда, деньги с лицевого счёта уже не вернёшь.
Не меньше хлопот эта система доставляет воспитателям, которые вместо того, чтобы детьми заниматься детьми, следят за балансом на лицевых счетах и обзванивают родителей.
Получается, что аутсорсинг детского питания вместо того, чтобы избавить педагогов от непрофильных функций, взвалил на них еще больше работы. Операторы же питания и владельцы платформы «Аксиома» ничем не рискуют. Деньги им поступают исправно, вне зависимости от того пришел ребенок в садик или нет.
Что мешало городским властям заняться этим раньше – не понятно. К тому же, альтернатива есть. В этом комбинате ежедневно готовят обеды на 20 тысяч школьников и 15 тысяч малышей в детских садах. Обслуживают два района Уфы – Октябрьский и Орджоникидзевский. А логистическую платформу выбрали иную. И управлять лицевым счетом родители могут день в день, а не за сутки, как на «Аксиоме».
Более того, комиссия за оплату услуг для родителей в четыре раза ниже. А руководство процессинговым центром, все инженеры располагаются в Уфе, а не в Нижнем Новгороде.
Несовершенство системы аутсорсинга очевидно для всех. И это в Уфе, где, скажем, комбинаты школьного питания работают 17 лет. В районах и того хуже. Например, в Миякенском обеды доставляют из Чишминского – а это как минимум сотня километров. Разумеется, цена и нагрузка на родителей растут, а меню становится скудным.
О проблемах института аутсорсинга на днях говорили в Госсобрании республики. Пришли к выводу, что единого вектора развития нет. Торги, выстраивание отношений с муниципалитетами, закупки происходят не по общей схеме – кому как удобно.
Рынок детского питания в образовательных учреждениях Башкортостана оценивается в шесть-семь миллиардов рублей. Половина из них – средства бюджета, другая деньги – родителей. Суммы внушительные и качество оказываемых услуг должно быть соответственным. Но пока этого нет. Правда, созданная в парламенте группа намерена навести порядок на законодательном поле. И общественники усиливают контроль, чтобы бы дети были сыты, а кошельки родителей не пусты.
Автор: Азат Самерханов