Может ли быть оспорено завещание внебрачным ребенком
Вопрос: Отец умер. Завещания не оставил. Нотариус разделил его долю между тремя наследниками. Прошло 13 лет. В 2022 году появился якобы брат.. Может ли он оспорить завещание по закону, выданное нотариусом?
Имеет ли право возможный наследник, о котором идет речь в вопросе, потребовать признания недействительным ранее выданного свидетельства о праве на наследство? Да, такое право у него есть, и реализуется оно посредством обращения в суд с соответствующим исковым заявлением. Судебная защита прав и свобод человека гарантирована Конституцией РФ (ч. 1 ст. 46). О судебной защите гражданских прав говорится в п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ); право на обращение заинтересованного лица в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов предусмотрено и в ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).
С учетом перечисленных положений российского законодательства, если возможный наследник обратится в суд, составив исковое заявление в соответствии с требованиями ст. 131 ГПК РФ и приложив к этому исковому заявлению документы, указанные в ст. 132 ГПК РФ, то у суда не будет оснований отказать ему в принятии данного искового заявления. В этом случае должно быть возбуждено гражданское дело в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 133 ГПК РФ);
Сможет ли данный субъект добиться удовлетворения своих исковых требований, т.е. признания недействительными ранее выданных свидетельств о праве на наследство по закону и признания за собой права на долю в наследственном имуществе? Безусловно, ответить на этот вопрос однозначно нельзя (хотя бы в силу отсутствия полной информации о фактических обстоятельствах данной ситуации), но все же можно с немалой долей уверенности говорить о том, что отказ в иске здесь представляется намного более вероятным исходом рассмотрения дела в суде, нежели удовлетворение исковых требований.
Во-первых, не совсем понятно, было ли надлежащим образом установлено отцовство наследодателя в отношении данного субъекта. В соответствии со ст. 47 Семейного кодекса РФ (СК РФ) права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Для того чтобы приобрести права на наследство, мало объявить себя сыном наследодателя; родственные отношения с наследодателем необходимо подтвердить документально. Такого документального подтверждения в данном случае, по всей видимости, нет. Если бы отцовство наследодателя было тем или иным образом (в органах загса или в судебном порядке) установлено при жизни наследодателя, то наиболее вероятным вариантом было бы своевременное, еще в 2009 году, обращение данного наследника (или его законного представителя) с заявлением о принятии наследства. Если бы отцовство устанавливалось в судебном порядке уже после смерти наследодателя, то принявшие наследство наследники были бы привлечены к участию в данном деле как заинтересованные лица.
Если нет документальных подтверждений отцовства наследодателя, то нет и подтверждения нарушения прав данного субъекта, допущенного в результате выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство по закону. А стало быть, требование об аннулировании выданного ранее свидетельства о праве на наследство может быть им заявлено не иначе как совместно с требованием о признании отцовства. Оценка перспектив рассмотрения судом этого вопроса требует отдельного исследования.
Во-вторых, заявить требование только о признании свидетельства о праве на наследство недействительным недостаточно; необходимо в то же время заявить и о своих правах на долю наследства. И тут надо иметь в виду, что наследственные права как таковые существуют в течение весьма ограниченного периода времени. В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (т.е. со дня смерти наследодателя). По истечении этого срока право наследника принять наследство прекращается, и его можно будет отныне реализовать только в особом порядке: либо с согласия всех остальных наследников, принявших наследство (а они могут на это и не согласиться), либо в судебном порядке, предоставив доказательства уважительности причин пропуска срока (п. 1, 2 ст. 1155 ГК РФ).
Иными словами, доля в наследстве не будет «дожидаться» наследника вечно. Наследник, который хочет восстановить срок для принятия наследства по истечении 13 с лишним лет после смерти наследодателя, должен очень убедительно обосновать невозможность обращения к нотариусу или в суд за реализацией своих наследственных прав в течение всего этого срока. Найдутся ли такие обоснования в данном случае – большой вопрос. Нельзя упускать из виду и то, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, должен обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (п. 1 ст. 1155 ГК РФ), причем указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства (пп. «б» п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Исходя из сообщенных автором вопроса фактических обстоятельств, вряд ли в данном случае есть основания говорить и о фактическом принятии наследства предполагаемым внебрачным ребенком наследодателя. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании», действия, которые свидетельствуют о фактическом принятии наследства, должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного в ст. 1154 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ о фактическом принятии наследства можно говорить, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства. Очевидно, характер этих действий таков, что они вряд ли могут быть совершены втайне от прочих наследников; поэтому если предполагаемый внебрачный ребенок наследодателя появился в поле зрения наследников, принявших наследство, только в 2022 году, то это, как представляется, свидетельствует о том, что в 2009 году ни он сам, ни его законный представитель (в случае его малолетнего возраста) фактически принять наследство не могли.
Источник rg.ru
Фото Интернет