«Передо мной ребенок, а в прошлом он истязал людей»: истории учителей из детской колонии в Башкирии

День Знаний за десятки лет «оброс» плотными ассоциациями. Это нарядные, обязательно загоревшие за лето школьники, беззубые первоклашки, море цветов и улыбающиеся учителя, которые поставят букеты из астр в классе в большое ведро. Но есть учителя другие. У них все точно такое же: букеты цветов, торжественная линейка, праздничный концерт, ребята в единой форме. Единственное отличие в том, что свои уроки они ведут за колючей проволокой, а их ученики – воспитанники колонии, отбывающие срок за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Фото №1 - «Передо мной ребенок, а в прошлом он истязал людей»: истории учителей из детской колонии в Башкирии

В воспитательной колонии Стерлитамака содержатся около 50 воспитанников от 14 до 18 лет. На первый взгляд колония может показаться санаторием. Живописный вид, столовая с пятиразовым питанием, спортплощадка, множество кружков дополнительного образования, клуб для досуга и школа, такая еще не везде есть. Ничего, кроме железной проволоки и высокого забора, не выдает, что сейчас ты находишься за пределами свободной жизни.

Андрей, воспитанник колонии, хочет жить правильно

Сегодня воспитанники придут на уроки, где их встретит педагогический состав школы. Штат довольно маленький – всего 7 учителей. Все они признаются, что успели истосковаться за лето по ученикам и школе. Учителя с гордостью рассказывают об учениках, которые показывают хорошие результаты в учебе.

Андрей, воспитанник колонии, отбывает свое наказание здесь уже чуть больше года. За что сидит парень, мы узнать не можем - по закону это запрещено. Перед нами сидит молодой мальчик с голубыми глазами, он говорит правильные и умные вещи. В голове совсем не укладывается, что ранее он совершил что-то страшное.

Фото №2 - «Передо мной ребенок, а в прошлом он истязал людей»: истории учителей из детской колонии в Башкирии

Андрей – один из лучших учеников школы и обладатель звания «Ученик года». У юноши большие планы на будущее. После отсидки он планирует поступить в вуз, начать жизнь с чистого листа. Парню больше всего нравится изучать обществознание и историю.

В колонии довольно неплохо. Но я очень скучаю по дому, по свободе, по семье. Но в учебных хлопотах я забываю о невзгодах. За учебой время летит быстрее. Учителя все хорошие, добрые.

Андрей, воспитанник колонии
Акции БСТ

Самый главный урок, который он усвоил от учителей - важно вовремя остановиться, хорошо подумать над тем, что хочешь сделать и ни в коем случае не лезть на рожон.

Юсуп Мурзабулатов, директор

Большинство из преподавателей пришли в колонию еще совсем юными. Среди них директор Юсуп Мурзабулатов. Его рабочий день начинается рано утром.

Он надевает свой костюм, берет ключи от кабинета и идет в школу. Мужчина живет рядом с колонией, в поселке. Каждый день директора школы начинается одинаково - с контрольно-пропускного пункта. Здесь он оставляет мобильный телефон и другую электронику, с собой берет только бумаги и ручку. Все остальное в колонии под запретом.

Кабинет у Юсупа Бикмурзовича простой и просторный. Два стола буквой «Т», на них корзинки с конфетами и печеньями, на стене висит единственный портрет еще молодого Владимира Путина, а из окна открывается чудесный вид на один из трех стерлитамакских шиханов – колония находится прямо у подножия горы.

В колонию Юсуп Мурзабулатов попал по распределению комсомола. Долгие годы он работал здесь воспитателем прежде, чем возглавить школу.

Работал я воспитателем довольно-таки продолжительное время. Я даже стал одним из лучших. Я действительно горжусь тем, что мои воспитанники после колонии не совершали преступления. Почти 25 лет я отслужил в этой колонии, а затем ушел на пенсию. На второй же день мне предложили должность директора. Предыдущий директор меня лично благословил, вручил мне ключи от школы.

Юсуп Мурзабулатов
Фото №3 - «Передо мной ребенок, а в прошлом он истязал людей»: истории учителей из детской колонии в Башкирии

Юсуп Бикмурзович, вспоминая свой первый рабочий день, отмечает, что был морально готов к работе с такими детьми. В юношестве он был увлечен идеями и трудами Антона Макаренко. Сейчас директор вывел свою личную формулу общения с воспитанниками: никаких приказов и максимум доверия.

Приказами ими управлять невозможно. Если они чувствуют, что ты им не доверяешь, они никогда не пойдут на контакт. Как говорит моя коллега, мы не гладим их против шерсти. Здесь им созданы максимальные условия, чтобы встать на путь исправления.

Юсуп Мурзабулатов

Лучшей оценкой своей работы он считает слова благодарности и крепкие объятия при встрече со своими учениками. С ребятами, которые смогли взять себя в руки, раскаяться, завести семью и стать хорошими людьми он видится часто. Юсуп Бикмурзович вспоминает историю своего воспитанника с очень трагической судьбой.

Как-то меня провожал на поезд мой воспитанник со слезами на глазах. Тогда он и дал мне слово, что я его увижу в морской форме. Говорит, вы еще обо мне услышите. Слово он сдержал. Сейчас у него семья, квартира, хорошая жизнь. А такая жизнь у него тяжелая была. На него обиделся родной брат, думал, что он виноват в смерти родителей, когда в колонию попал. Свой срок он отсидел за драку, в которой парню выбил глаз.

Юсуп Мурзабулатов

Таких историй у директора школы сотни. Он признается: ему приятно знать, что он исполнил свой долг и помог людям. По его словам, к воспитанникам нужен правильный подход. Юсуп Бикмурзович пытается объяснить юношам, что в совершенных ими преступлениях не только их вина, что есть еще шанс спасти свою душу.

Вот сядешь порой с ними и начинаешь объяснять. Я им говорю, да, ты совершил преступление, причинил горе многим людям, принес горе себе, да, ты виноват в том, что совершил. Но часть вины лежит и на твоих родителях, и на окружении, и на твоих друзьях, и на улице. Я им говорю, что у них всегда есть выбор и возможность исправиться и не причинять больше никому горя.

Юсуп Мурзабулатов

Галина Галичева, учитель русского языка и литературы

Правая рука директора, завуч и, как она себя называет, мама воспитанников - Галина Алексеевна не всегда работала в колонии. Когда-то свою педагогическую карьеру она начала «в вольной школе» (здесь так принято называть учреждения без колючей проволоки). Причины и историю о том, как она пришла в воспитательную колонию Стерлитамака, Галина предпочла не раскрывать. Но отметила, что до этого она к тому же работала по профессии, не связанной с преподаванием.

Надо сказать, что все учителя, с которыми мы разговаривали, не ответили четко на вопрос об истинных причинах трудоустройства в колонию. По их глазам было видно, что тема очень личная. «Можно я не буду отвечать на этот вопрос?» - спрашивали они и замолкали, виновато улыбаясь.

Я считаю, что работа не должна быть такой, что ты постоянно смотришь на часы. Думаешь, когда же уже 6 вечера, ведь домой хочется. Я как-то поймала себя на мысли, что очень тоскую по школе. И когда появилась вакансия здесь, то я, не без опасений, конечно, согласилась.

Галина Галичева

Про свой первый день женщина ответила на чистоту, как есть. Вступив за порог класса, она почувствовала невероятную свободу, как бы странно это не звучало. Ей просто было с чем сравнивать. Стресс, загруженность, бумажная волокита – этими словами охарактеризовала Галина Алексеевна обычную школу.

Фото №4 - «Передо мной ребенок, а в прошлом он истязал людей»: истории учителей из детской колонии в Башкирии

Я провожу урок, второй, третий. Здесь созданы максимальные условия для учителя. Нет никакой суеты, беготни. Должно ведь быть как? Учитель, дети и урок. Впечатления были хорошими. Никакого страха, только чувство свободы.

Галина Галичева

Своих учеников она называет подранками. Глядя на них, она вспоминает печальный одноименный кино-рассказ Ролана Быкова. Прошлое ее учеников тянется за ними постоянно, они не забывают о нем. Предметы, которые ведет Галина Алексеевна, располагают говорить о доме и родине. Она с тоской в голосе рассказывает, как дети скучают по дому.

Они не любят говорить о том, что они совершили, естественно. Но о том, как они жили, рассказывают довольно искренне. Я историю каждого ребенка знаю. Я чувствую огромную ответственность за них. Мне тоскливо становится, когда я понимаю, что они не знают сказок Пушкина. Это же значит, что детства у них не было. Представляете, как это грустно, когда у тебя нет детства?

Галина Галичева

В разговоре учительница не раз подчеркнет, что ее профессия была предопределена задолго до ее рождения. Мама Галины – учитель начальных классов. Именно у нее она получила свой главный урок: «В работе с детьми важна доброжелательная строгость. Не нужно с ними заигрывать». Эти слова она запомнила на всю жизнь. К другой важной мысли Галина Алексеевна пришла сама: она смотрит на учеников, как на оступившихся детей, а не как на преступников.

Лилия Мурзабулатова, учитель химии и географии

Лилия Фаватовна - один из самых именитых учителей школы. За плечами этой хрупкой стеснительной женщины огромное количество выигранных республиканских конкурсов. В разговоре с нами она отмечает, что это даже забавно, потому что она в детстве хотела быть врачом. Однако, как оказалось, Лилия очень плохо переносит вид крови.

В школу Лилия Фаватовна попала довольно банально, по ее признанию. Ее пригласили работать в колонию. Тогда она преподавала в малокомплектной школе в селе. Женщина вспоминает, как ее терзали сомнения, она несколько раз отказывалась от работы, но в итоге сдалась.

Я отчетливо помню свой первый день. Все было такое серое, сейчас все выглядит иначе. Казалось, я попала в подвал. А когда пришли «серые» ребята… они были зажаты, не разговорчивые, но глаза такие… будто целая жизнь за плечами. Я начала изучать их личные дела и поняла. Вот сидел передо мной ребенок, 14 лет, забитый, а в прошлом он истязал людей. Я три месяца потом не могла с ним говорить. Я была полностью опустошённая. Но я научилась отделять личное дело от личности ребенка.

Лилия Мурзабулатова
Фото №5 - «Передо мной ребенок, а в прошлом он истязал людей»: истории учителей из детской колонии в Башкирии

Учительница вспоминает, как несколько раз она хотела уволиться. Ей было тяжело эмоционально, морально женщина была опустошена. Сейчас она даже не может ответить себе на вопрос: «А почему я осталась?». Единственное, она точно знает, что поступила верно, оставшись преподавать.

Я сейчас скажу очень банальную вещь, но мне нравится работать с этими детьми. Я не соглашусь ни с кем, кто говорит, что они не меняются. Эти дети абсолютно искренние, им нет смысла тебе врать. Они не боятся ни двоек, ни замечаний. Их откровенность подкупает.

Лилия Мурзабулатова

Лилия Фаватовна уверена, что самое главное – это сохранить у детей их внутренний стержень. По мнению женщины, ее профессиональный долг состоит в том, чтобы помочь ученикам осознать, что они не игрушки в чужих руках, они - личности, которые несут ответственность за свои поступки. Она часто ловит себя на мысли, что занимается благородным и правильным делом. Уверенность в правом деле подкрепляет обычное «спасибо» от воспитанников колонии после урока.

После занятий они подходят и говорят «спасибо» за урок. И я понимаю, что они это говорят искренне. Им незачем врать. Я им верю.

Лилия Мурзабулатова
Фото №6 - «Передо мной ребенок, а в прошлом он истязал людей»: истории учителей из детской колонии в Башкирии

Без телефонов и электронных устройств было тяжело ориентироваться во времени. Казалось, будто прошел от силы час, пока мы беседовали с учителями и воспитанниками, но на самом деле за работой мы провели почти полдня.

В колонии созданы все условия для ребят: учись, занимайся спортом, постигай искусство флористики или скульптуры, выращивай огурцы с помидорами для столовой. Есть всё, только свободы нет. Даже за нами скромно следил сотрудник колонии. Вступаешь за порог КПП – принимаешь эти правила.

На выходе ты снова пройдешь через металлодетектор, получишь под роспись свой телефон, который разрывается от 300 сообщений в рабочих чатах, вздохнешь свободно и подумаешь: «Как же хочется домой».

Волна
Уфимская волна