«Города будут развиваться так, как хотят жители, а не по желанию любящих сверхприбыли застройщиков или вороватых «контролеров». Такое заявление сделал Радий Хабиров. На неделе глава региона запретил точечную застройку по улице Шота Руставели. Он потребовал свернуть строительство в течение 2 дней.
Застройщик ответил, что законных оснований для остановки нет, но перечить руководителю республики не стал и прекратил возведение многоэтажки. Только за 2 года выдано разрешений на застройку площади более чем в 4,5 миллиона квадратных метров. И все это в основном точечная застройка.
Слезы, объятия и аплодисменты. Решение, которое поставило точку в их борьбе, стало неожиданным, но долгожданным. Прямо во дворе дома по улице Шота Руставели Радий Хабиров запретил строить многоэтажку, против которой выступали местные жители. Уже на месте у него не было сомнений в нарушениях градостроительного и земельного кодексов. Застройщику он дал срок в 2 дня, чтобы свернуть все работы.
А вот самим жильцам воевать пришлось долго. Все началось еще в 2013 году, когда по соседству с ними началось возведение 16-этажки. Почти сразу несущая стена их дома треснула. Ситуация впоследствии, вроде бы, стабилизировалась: шов не расходился дальше. Но в марте этого года жители увидели впритык к своему дому металлический забор, понадеялись: появится детская площадка. Но вместо нее – вырубленные деревья, котлован и сваи. Оказалось, под их окнами компания «ПСК-6» начинает возведение дома в 34 этажа. Голодовки, штрафы, одиночные пикеты у мэрии и на Красной площади, арест на трое суток активистки Аллы Яковлевой – чтобы отстоять свои права, пришлось идти на крайние меры.
Видимо, на такую дружбу и рассчитывал застройщик, назвав будущий жилой комплекс «Друзья-соседи». Но местные жители боялись, что не смогут познакомиться с новоселами – их дом может не выдержать еще одной стройки рядом. После запрета главы республики работы, которые он назвал варварскими, остановились.
Кстати, страдают от близкого соседства и жители дома по улице Красина, 19. 18-этажное здание будет практически напротив их окон, сетуют они. Хотя изначально по проекту там предполагалось возведение фитнес-центра в 4 этажа. Существует такое понятие, как норма инсоляции – гигиеническое требование. Жильцы общежития боятся, что перестанут видеть солнечный свет. Желая добиться отмены разрешения на возведение высотки, они обратились в суд. Месяц назад с площадки исчез паспорт объекта, но стройка не останавливается.
Проблема точечной застройки актуальна для республики. По сути, это не только нарушение границ, у людей отбирают законную придомовую территорию. Возможно, в будущем таких противостояний удастся избежать – в Башкортостане появится главный архитектор. Все строительные площадки региона окажутся в зоне его ответственности.