На Южном кладбище Уфы почтили память погибших в Афганистане

29 лет назад завершился вывод Советских войск из Афганистана. Война, длившаяся почти 10 лет, закончилась. За это время с нашей стороны погибло более 14 тысяч солдат. Сегодня, 15 февраля, на Южном кладбище почтили память тех, кто не вернулся с войны или не дожил до очередной годовщины.

Фото №1 - На Южном кладбище Уфы почтили память погибших в Афганистане

Он уснул в 1983 году. На «Черном тюльпане» из-под палящего солнца Афгана в декабрьские морозы Уфы тело 19-летнего рядового Рифа Ахметьянова доставили матери. Врут, кто твердит, что время лечит, говорит Гатия Гариповна. С возрастом горечь потери только крепче, но вот слез уже не осталось. За более чем 30 лет выплакано даже больше, чем может вынести человек.

Гатия Ахметьянова, мама погибшего солдата: «В армию ушел водителем, но скрыл от меня, что ушел на БТР. А потом он пишет сестре: «Маму берегите, я попал в Афганистан». Конечно, здесь матери не перенести».

Они держатся вместе – матери, чьи сыновья погибли в Афгане и Чечне. В памятные даты женщины приходят поддержать друг друга. Разное время, одинаковое горе. Их сыновья для них навсегда останутся вечно молодыми, как и для сослуживцев. Кто-то в штатском, а у кого-то еще даже сохранились атрибуты старой военной формы. Минута молчания в память о тех, у кого уже никогда не будет этих 60 секунд жизни.

Александр Васильев, ветеран Афганской войны: «Вот афганское братство есть, оно во все годы существовало. И в 90-е, и в нулевые, и сейчас существует. Когда мы встречаемся здесь со всеми, мы будто бы вновь погружаемся в ту жизнь. Поэтому, несмотря на то, где мы служили – в авиационных полках, в десантных подразделениях или в сухопутных частях – мы все равно все братья».

Их раскидало по всему миру. Но связь, возникшую в 80-х, не разрушили годы, рассказывает Иршат Фахритдинов. Во время Афганской он командовал взводом. На войну попросился сам сразу после училища. Во время боя о смерти не задумывались, вспоминает воин-интернационалист, лишь перед сном всплывали и автоматная очередь совсем рядом, и пули рикошетом от БТР.

Иршат Фахритдинов, ветеран Афганской войны: «Как только обстрел, первая команда: «Взвод, в укрытие!» А потом уже сам выходишь, оцениваешь обстановку и дальше командуешь. Так можно избежать потерь. А какая победа для тебя как командира, если ты солдата потеряешь?»

Когда в 89-м выводили войска, они вместе с сослуживцами даже жалели об этом, признается Иршат Фахритдинов. Хотели служить, защищать. И как память он до сих пор носит армейский жетон.

Память о воинах Афганской войны хранится в музее школы МВД, где продолжает нести службу, пускай и на другом, уже мирном фронте, ветеран боевых действий Дарис Авхадеев. Воспитывает молодежь, по привычке строит ребят. Боевой состав новый, задачи старые.

Дарис Авхадеев, директор музея: «Мы были воспитаны патриотически, это наша жизнь, мы любим свою Родину. Самого себя хочу отдать молодежи и быть полезным нашей Родине».

Спустя 29 лет они снова в строю. Плечом к плечу. А за спинами догоняет молодое поколение, которое учится, как и они когда-то, защищать свою Родину. И многие из этих ребят мечтают о героических подвигах. А вот ветераны, прошедшие огонь войны, мечтают об обратном: чтобы никогда умения этих мальчишек им не пригодились.

Автор: Анастасия Ильчибаева

Волна
Пенальти