Экологические и генетические проблемы обсудили за круглым столом в Уфе. Вопрос сохранения самого трудолюбивого и жизнестойкого вида обсуждали лучшие пчеловоды страны и ученые, в том числе сотрудники уфимской лаборатории биохимии адаптивности насекомых.
Для Республики Башкортостан эта проблема особенно актуальна, поскольку башкирский мед–бренд региона, считается лучшим не только в стране, но и в мире. Между тем за эту зиму погибло около 30% пчелиных семей. С такими цифрами ситуация превращается в катастрофу.
Бурзянская бортевая пчела в заповеднике «Шульган-Таш» сохранилась в своем аборигенном состоянии. Работа с дикой пчелой – промысел отважных. Их врайоне не больше 20 человек. Навыки пчеловодства передают из поколения в поколение. Когда-то отец Альхама Исянаманова поведал сыну, как развести дымарь из березовой коры. Сейчас Альхам учит этому своих детей.
Чтобы сохранить уникальный вид и полезные свойства башкирского меда, здесь запрещена установка пасек с другими породами пчел. Но это лишь единичный случай. В последние годы в республику завозят всё больше семей из Средней Азии и южных регионов страны. Они дешевле, чем башкирские, и их легко можно найти в продаже. Но завезенные насекомые уступают по многим параметрам.
Башкирские пчелы дольше живут и приспособлены к местному климату и болезням. Но, скрещиваясь с привозными видами, они теряют свои свойства и начинают болеть. Итог налицо – за зиму погибло 30% пчелиных семей. Эту проблему может решить лишь запрет на ввоз инородных пород, чтобы сохранить башкирскую пчелу в первозданном виде.
Вопрос о запрете на ввоз больных пчел рассматривают в Госсобрании Республики. Соответствующий законопроект уже готов и, возможно, совсем скоро вступит в силу.
Решение проблемы уже сдвинулось с мертвой точки. Так что говорить об исчезновении башкирской пчелы пока рано. Однако беречь этот уникальный вид–задача каждого, кто занялся пчеловодством. Только так главный бренд Республики Башкортостан сможет сохранить свой статус.