Сокрушительные аккорды. Специальный репортаж

Тошнота, рвота и сильнейшая головная боль. Мысль о том, что музыкой можно отравиться, поначалу казалась ей абсурдной, говорит главный редактор мусульманского журнала Гульбика Хайрльварина. Рассказывает: в Уфе посетила выставку современного искусства. На мероприятии звучала очень странная музыка. Не громкая, но буквально проникающая внутрь всего тела.

Фото №1 - Сокрушительные аккорды. Специальный репортаж

Гульбика Хайрльварина: «– Тянущаяся, занудная, депрессивная. – Как будто в транс вводила? –Совершенно верно. У меня были все симптомы отравления – тошнота, головная боль, рвота. Я была крайне удивлена, потому что ничего такого я не ела, только то, что ели домочадцы».

То, что подобное возможно, доказывают современные научные исследования. Музыка, звуки вполне способны влиять и на психику, и на физиологию человека. Здесь, в Республиканском клиническом центре психотерапии, изучают воздействие звуковой среды на головной мозг. В одном из экспериментов принимает участие съемочная группа БСТ. Специальный аппарат – энцефаллограф – фиксирует реакцию мозга на различные направления музыки, например, классикку, рок, джаз, этно.

Юлия Нигматуллина, корреспондент: «Энцефаллограф подключен и готов к работе. Прямо сейчас я прослушаю несколько звуковых фрагментов, а аппарат запишет то, как отреагирует на них мой головной мозг. На экране отобразятся особые волны – это амплитудно-частотные характеристики различных отделов головного мозга».

Доктор медицинских наук, профессор Рустэм Ахмадеев фиксирует результаты. И они впечатляют. На Бетховена и Баха организм отвечает слаженной работой нервной системы.

Говорит о хорошей синхронности, хорошем согласовании нервных процессов в лобной доле, которая отвечает за высшие нервно-психические функции. То есть с этим здесь все в порядке. А вот под воздействием фрагмента хард-рока датчики фиксируют стрессовые реакции, мозг начинает как бы гореть.

По словам ученых, звуки могут стать для человека лекарством или ядом, причем в буквальном смысле. Музыка способна, например, менять частоту пульса, понижать или повышать артериальное давление, провоцировать выработку гормонов радости – эндорфинов или, наоборот, гормонов стресса. Существует целое направление в медицине – музыкотерапия – и оно доказало свою эффективность во всем мире. В Уфе, например, её активно применяют в реабилитации детей.

Психотерапевты используют возбуждающие свойства одних направлений музыки для лечения депрессии, апатии, а спокойный ритм других – наоборот, для избавления от тревоги или паники.

Кирилл Гаврюшин, врач-психотерапевт: «В этот момент у человека выравнивается частота сердечных сокращений, урежается дыхание, происходит мышечное расслабление, расслабление внутренних органов, глубоких мышц – достигается эффект релаксации».

Установлено, что все внутренние органы человека работают с определенной частотой. Звуковые волны способны воздействовать на них, вступая в резонанс.

Акции БСТ

Валентина Кузьмина, инструктор по вокалотерапии Республиканского клинического психотерапевтического центра: «Голос – это уникальный музыкальный инструмент, который дан человеку самой природой. И когда мы поем, шепчем, читаем – идет вибрация звука в организме, а вибрация определенным образом воздействует на разные органы».

Ильнара Зайнуллина, пациентка Республиканского клинического психотерапевтического центра: «У меня как-то болел желудок, я даже не хотела идти на занятие, но все-таки пришла. Попела - и как-то хорошо стало, забылось».

Схожим образом на организм воздействует и смех. И это тоже один из видов терапии.

Смех позволяет организму выработать огромное количество эндорфинов, которые обладают выраженным обезболивающим эффектом.

Сергей Иванов, медицинский психолог: « Эндорфины действуют как обезболивающее. В ряде онкологических клиник за рубежом используется смехотерапия, чтобы снизить, например, дозы обязательных препаратов, наркотических, в том числе».

Матвей Бурмистров впервые услышал звуки курая в 6-летнем возрасте, говорит: до сих пор помнит мурашки по всему телу. Прибежав домой, мальчик убедил маму, что хочет играть так же. Мама согласилась, и не пожалела – ребенок страдал хроническим бронхитом, но в процессе обучения полностью избавился от своего недуга.

Матвей Бурмистров: «С бронхами у меня нет проблем уже очень давно. Вначале было тяжело очень долгие ноты делать, постепенно стал больше воздуха захватывать и дольше его испускать».

Игре на курае Матвея обучала Галина Сват – профессиональный преподаватель, лауреат международных конкурсов. Она уверена, что у звучания этого природного инструмента есть особая терапевтическая сила.

Галина Сват, преподаватель игры на курае: « Человеческое тело для курая является резонатором. Как для гитары или скрипки ее корпус заставляет струны звучать, так и тем же самым является для курая человек. Если подуть в него как во флейту – звука не будет».

По словам Галины, Матвей был далеко не единственным ее учеником, которого излечила игра на курае. Испытать этот эффект она решила на себе, применив вполне научный подход.

В течение месяца женщина ежедневно измеряла и записывала свое артериальное давление, температуру и уровень кислорода в крови – до и после игры на курае. Удивительно, но каждый раз после 15-минутного занятия показатели приходили в норму.

Галина Сват, преподаватель игры на курае: «Кровь насыщается кислородом, стабилизируется артериальное давление, показатели приближаются к норме».

Специально для нас Галина проводит еще один поразительный эксперимент с кураем. В два стакана насыпается одинаковое количество зёрен пшеницы и заливается водой. Один уносят в соседнюю комнату, над вторым звучат живые звуки курая.

Результат, который был зафиксирован спустя несколько дней, превзошел все наши ожидания.

В стакане №1, у пшеницы, которая слушала курай, ростки в два раза выше и зеленее, чем в стакане № 2, в котором была простая вода.

Влияние музыки на протоплазму растений запечатлели еще советские ученые. Это кадры из документального фильма 1962 года. Музыканты играют над микроскопом в лаборатории. Невероятно, но под влиянием музыки протоплазма начинает ускоряться.

Позднее, в 70-х, западные ученые установили, что растения, как и люди, по-разному реагируют на те или иные частоты, и в связи с этим растут быстрее или медленнее.

Моцарта, Бетховена и Вивальди слушают даже коровы на ферме в деревне Шаймуратово Кармаскалинского района. И подобный прием используется на многих сельхозпредприятиях. Доказано, что животные становятся более продуктивными в комфортных условиях.

Артур Нургалиев, директор фермерского хозяйства: «Считаем, что музыка действует благоприятно на продуктивность коровы. Мы уже зарядились татарской, башкирской музыкой, попробуем курай».

Японский ученый Эмото Массару доказал, что музыка способна влиять даже на воду. Опытные образцы подвергались воздействию тех или иных звуков, затем стремительно замораживались. И вот какую форму приобретали кристаллы.

Это кажется магией, но на самом деле это просто жестяной лист, манная крупа и звук определенной частоты. Фигуры Хладни – так их назвали в честь немецкого ученого, открывшего это явление еще в 18-м веке.

Аркадий Шестаев, экскурсовод: « Мы с вами сейчас сделали то, чего не может быть. Мы увидели звук. Форма звуковой волны на металлической пластине была отражена посторонним предметом – манной крупой».

Небольшой опыт мы решаем провести и собственными силами. Для него нам понадобятся музыкальная колонка, шланг с водой, скотч и генератор звуковых частот.

Юлия Нигматуллина, корреспондент: «В ходе эксперимента мы пускаем воду через шланг, который приклеен к динамику аудиоколонки, затем включаем генератор звуковых частот на 25 Герц. Столько же – 25 кадров в секунду снимает наша видеокамера. То, как звук меняет движение воды, человеческому глазу не видно, но через объектив видеокамеры это зрелище становится поистине завораживающим».

Это так называемый стробоскопический эффект – когда частота звука синхронизируется с частотой кадров видеосъемки. Повторить подобный эксперимент под силу любому желающему.

Современные исследования установили, что на человека воздействуют даже звуки вне зоны слышимости. Наше ухо различает частоты от 20 до 20 тысяч Герц. Все, что выше – это ультразвук, ниже – инфразвук. Ни то, ни другое человек не слышит. Но при этом воздействие этих волн на мозг колоссальное.

Рустэм Ахмадеев, доктор медицинских наук, профессор: « Если инфразвук очень высокой интенсивности – он может убить. То, что ухо не слышит – это не значит, что нет воздействия на организм. Эти вибрации, инфразвуковые частоты – они могут разрушить клеточные мембраны».

Мозг человека работает как раз на уровне сверхнизких инфразвуковых частот. Фиксируют 4 основных биоритма: дельта-волны – это уровень бессознательного; тета-волны – сон, медитация; альфа-волны – релаксация, отдых и бета-волны – активное состояние. Если звук ненадолго совпадает с волнами мозга – это вызывает благоприятный эффект. На нем основана работа так называемых майнд-машин, которые сейчас установлены во всех исправительных колониях республики.

Рудольф Турьянов, начальник психологической лаборатории исправительной колонии № 9: «Эти волны – они вызывают определенное состояние – либо состояние бодрствования, либо состояние отдыха, покоя, либо творчества. Прибор этот используется у нас для сотрудников дежурной смены, также для осужденных».

Однако длительное воздействие сверхнизких частот способно вызывать панику и галлюцинации, а если звук находится в пределах до 2-х Герц – он напрямую влияет на подсознание. В таком случае человеку можно внушить почти все, что угодно. Этим занимался, например, известный академик Игорь Смирнов, которого еще называют отцом психотронного оружия.

Горловое пение – существует у многих восточных народов. Оно способно вызывать особые вибрации не только в теле исполнителя, но и в пространстве вокруг, говорит Светлана Хабирова, преподаватель музыкальной психологии в Уфимском институте искусств. Рассказывает: подобное выступление одного башкирского артиста она запомнила на всю жизнь.

Светлана Хабирова, преподаватель Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова: «Он попросил людей, сидящих в первом ряду, удалиться подальше. Все ушли, кроме одной женщины, которая сказала, что, мол, ничего страшного, я буду здесь сидеть, слушать. Как только появился этот звук, рокот – ей стало плохо. Сердечный приступ, ее на носилках унесли».

Ученые установили, что занятия музыкой, начатые в детстве, активизируют работу мозга, улучшают качество нейронной сети и в дальнейшем положительно влияют на его состояние в пожилом возрасте. Ильшат Муслимов – первая скрипка национального симфонического оркестра. Признается: в детстве не понимал значения музыки и после занятий катался с горы на футляре. Теперь же вдохновение может лишить его сна и отдыха, а исполнение на сцене вызывает у зрителей в зале слезы.

Ильшат Муслимов, концертмейстер Национального симфонического оркестра: « Музыка, занятия музыкой – это ступень, духовная ступень. Я не говорю, что все музыканты – это какая-то духовная каста, но тем не мене... Это определенная ступень духовного развития человечества».

Статистика, которую привел российский министр культуры: в подростковых колониях нет ни одного преступника с музыкальным образованием.

Светлана Хабирова, преподаватель Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова: «Даже если ребенок обучался года два-три, то есть совсем мало, он уже не нарушает закон. Прописывается внутри некий нравственный закон, который не позволяет преступить нечто. То есть это гарант порядочного человека».

Руслан Исхаков – плотник по профессии. До того, как попал в тюрьму, не имел ничего общего с музыкой. Впервые к клавишам прикоснулся здесь. И все, что он сейчас играет – сочиняет сам, на слух, и в это поначалу даже не верится.

Причем играет 7-ю пальцами, на трех – перебиты сухожилия. Говорит: как только сделал первые аккорды, будто начал другую жизнь. Бросил курить, занялся спортом.

Руслан Исхаков, осужденный: « – Наверное, мне с детства надо было куда-нибудь в музыкальную школу идти. – Может быть, и жизнь сложилась бы иначе? – Да, может и с криминалом не связался бы».

Занятия музыкой, по словам искусствоведов, формируют особое, объемное восприятие мира – фантазию, воображение, творческую интуицию. При этом вовсе не обязательно пророчить ребенку карьеру музыканта. Это нужно, прежде всего, для получения эмоциональных знаний, которые позволяют человеку установить с миром, с близкими отношения совсем другого рода – музыка учит сострадать, разделять чужую боль.

Азамат Хасаншин, кандидат искусствоведения, композитор, дирижер: «Без этого человек неполноценен, он ущербен, он калека. Если он не чувствует музыки, как сказал Шекспир: кто холоден к гармонии прекрасной, такого человека берегись – он может быть предателем, лжецом. Человек просто инвалид, если он не чувствует единства мира, которое дает ему музыка».

Формирование музыкального вкуса начинается еще в утробе, считает кандидат медицинских наук Ильдар Зайнуллин. Эмбрион воспринимает звуки уже с пятого месяца и они значительно влияют на формирование головного мозга. А хор беременных – это какая-то особая энергетика, которую сложно описать словами.

Альбина Богданова: «Сейчас я ему пою колыбельные в хоре, а потом он родится, я буду напевать ему те же песни, он будет помнить те приятные ощущения, которые были в животике. Сейчас он даже подтанцовывал мне, когда я пела».

Ильдар Зайнуллин, кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог: «Цели же нет воспитать из ребенка музыканта, цель – чтобы ребенок был эмоционально раскрепощен, популярное словосочетание сейчас – эмоциональный интеллект. Чтобы была любовь к прекрасному, чтобы когда родителям плохо, ребенок мимо не прошел, а обнял и поцеловал».

Современная цивилизация – это эпоха специализированных знаний, технический прогресс отодвигает музыку на задний план. Но развитие человечества возможно только путем человечности, на которую способно только искусство.

Автор: Юлия Нигматуллина

Акции БСТ
Рули трезво: как в Башкирии борются с пьяными водителями