Как научиться считывать чужие эмоции и монетизировать свои умения? И речь не о сфере сверхспособностей. Такие люди среди нас, их много. Что такое эмоциональный интеллект и как его распознать – об этом специальный репортаж «Цена эмоций».
Не для себя, а для людей. Этот принцип Михаил Кумпан заложил в основу своего бизнеса. Приготовление кофе он превратил в особое таинство, а из собственной фамилии сделал брэнд. Кумпан в переводе означает: друг, компаньон. И для Михаила это не совпадение, а образ жизни. Едва ли не каждый второй посетитель его кафе считает предпринимателя своим другом. Он почти всегда в зале и готов не просто улыбнуться, а разделить проблемы своих гостей.
Еще один его принцип: быть, а не казаться. Он действительно открыт, честен и располагает к себе уже с первых минут общения. Про таких говорят – харизматичен. Михаил вырос в многодетной семье, где было шестеро детей. В школе учился на тройки, но был уважаем сверстниками – за все ту же готовность прийти на помощь.
Говоря научным языком, Михаил обладает выраженной эмпатией – умением сопереживать, а это, в свою очередь, признак высокого эмоционального интеллекта. Такое понятие было введено американскими учеными в начале 60-х. Тогда психологи впервые задумались о том, что только образования недостаточно для человека успешного. По аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта – начали выделять EQ – эмоциональный коэффициент, который, кстати, тоже можно определить с помощью тестов. В общих чертах эмоциональный интеллект заключается в умении распознавать эмоции других людей и свои собственные, а также способность управлять ими в целях решения практических задач.
Распознавать эмоции в себе и окружающих обучают, например, в Республиканском психотерапевтическом центре на специальных тренингах по бесконфликтному общению. Эмоциональным интеллектом от природы обладают большинство людей, но в разной степени. Развивать эти навыки можно и нужно, говорит профессор факультета психологии БГУ Регина Халфина. Это основа любых отношений – в семье, на работе, и, прежде всего, с самим собой.
Начинать надо именно с себя, подчеркивают психологи. Абсолютное большинство современных людей не осознают того, что чувствуют. А ведь именно эмоции заставляют нас принимать важные решения в жизни.
Многие неправильные решения принимаются буквально на физиологическом уровне, ведь эмоции напрямую связаны с гормонами. Челябинский врач-терапевт и практический психолог Рустам Хамитов создал целую школу эмоционального интеллекта, где обучает навыкам управления собой. В момент сильной эмоции самое главное – ее распознать и дать себе время на принятие решения. Как правило, это всего 5 минут.
Занятия искусством исследователи считают одним из лучших способов развития эмоционального интеллекта. И хотя это, конечно, не основная цель, тем не менее, человек искусства – это глубокий, тонко чувствующий человек, способный распознавать даже самые противоречивые эмоции.
В её наушниках – классика и русский рок. Музыку она совмещает с живописью. Говорит: это важно для вдохновения. 15-летняя Софья Прокофьева рисует сцены из повседневной жизни, но в глазах ее персонажей какая-то особая глубина. Девушка признается: именно искусство сформировало ее как личность, научило видеть эмоции в деталях.
В детской художественной школе имени Тюлькина воспитанников целенаправленно учат быть внимательными, или как тут говорят – замечательными – то есть замечать в людях и в окружающем мире самое важное.
Они не просто замечают, но и учатся переносить увиденные эмоции на полотно или воплощать их в объемных формах. Для этого нужно как бы пережить состояние своих персонажей.
Айман Бадолова, воспитанница детской художественной школы № 2 им. А.Э. Тюлькина: «Когда я леплю, я стараюсь испытать эмоции этих фигур, чтобы их передать. Можно сказать, чувствую напряжение, встревоженность. Может быть, даже страх проиграть сопернику».
Первое, чему учат ребенка, когда он берет в руки кисть, – не бояться. Не бояться проявлять свою фантазию. Один из ключевых способов развития эмоционального интеллекта заключается как раз в стимулировании воображения. Если научить ребенка выражать свои эмоции через линию, цвет, то он сможет изображать на полотне весь их спектр: будь то радость, страх или любовь.
Эти дети как будто другие. От сверстников они отличаются невероятно развитой эмпатией. То, как рассуждает об искусстве, например, 8-летняя Сабина, действительно впечатляет.
Профиль Ленина он до сих пор безошибочно рисует с закрытыми глазами. Еще недавно казалось, что искусство карикатуры ушло вслед за советской эпохой, но сегодня этот профиль в «Инстаграме» один самых популярных в республике. Камиль Бузыкаев закончил худграф Пединститута, однако в 90-е потерял веру в то, что живописью можно заработать на жизнь. Он занимался рекламой, бизнесом и, лишившись работы, в какой-то момент почти от безысходности начал рисовать карикатуры. Теперь именно они стали главным делом его жизни.
Его персонажи всегда узнаваемы и интересны. Политики, спортсмены, актеры. Он свободен от цензуры и не боится шутить даже над первыми лицами республики. Говорит: во власти нельзя без чувства юмора. Эмоции людей, которых он рисует, будто отражаются на его собственном лице. Бузыкаев безошибочно выделяет главное в характере своих героев, с которыми в жизни чаще всего даже не знаком.
Такую эмоциональную проницательность можно развить, говорят психологи. Прокачать, как группу мышц. Причем сделать это можно достаточно быстро и в любом возрасте.
Пенсионеры ссорятся, будто школьники, за право сидеть на первой парте. В Народном университете третьего возраста им читают лекции по психологии: учат справляться с эмоциями и развивать свой эмоциональный интеллект. Для пожилых людей это особенно актуально, потому что ими часто пытаются манипулировать мошенники.
А вот у большинства современных детей эмоционального интеллект формируется очень сложно. Живое общение они чаще заменяют общением в сети, лишая себя возможности изучать реальные эмоции. И более того, подменяют их смайликами.
Впрочем, и сами родители большую часть свободного времени дома проводят с гаджетами в руках. Это некий суррогат общения, говорит психолог Евгения Лялина. Рассказывает: молодые мамы часто приходят к ней на прием с жалобами на эгоизм, холодность детей. Им она советует так называемую "практику присутствия" – играть с ребенком, не отвлекаясь ни на что другое.
Чаще всего, уверены психологи, достаточно просто больше разговаривать друг с другом, делиться чувствами и не запрещать детям эмоции, даже если мы считаем их плохими. Плакать можно даже мальчикам. Важно, чтобы ребенок рос не только умным, а, в первую очередь, живым и умел разделить чужую беду или радость. Пожалуй, это главное, для чего необходим эмоциональный интеллект.
Автор: Юлия Нигматуллина