В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии

Их работа – сплошная опасность, а призвание – спасать других, не жалея себя. Удивительные истории спасателей и выживших – в специальном репортаже БСТ.

Эти кадры, снятые очевидцами, до сих пор пробирают до мурашек. В тот момент никто не знал, жив ли ребенок. Малыш, завернутый в одеяло, – на руках у пожарного. Следом едва поспевает молодая мама. Босиком. Сейчас мы знаем, что у этой истории – счастливый финал. А тогда, год назад, страшно было всем, и даже самим спасателям. Пожар вспыхнул на 14-м этаже жилого дома в уфимском Инорсе. Один из жильцов оставил на плите кастрюлю с едой.

Старший прапорщик Валерий Мулакаев этот день помнит в деталях. Вместе с напарниками он зашел в горящий коридор, видимость – нулевая. Вокруг плавятся провода, выключатели, вытекают дверные глазки. Пожарные стучат в квартиру, где отрезанной от выхода оказалась семья с полуторамесячным ребенком.

Фото №1 - В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии

Валерий Мулакаев, помощник начальника караула пожарной части № 26 г.Уфы: «Художественные фильмы когда снимают – там все красиво, про спасателей, а на самом деле это полный мрак. Мы идем наощупь, на четвереньках – это некрасиво смотрится! Мы идем как слепые котята! Они приоткрыли, посмотрели – никого нет. Они не поняли, не увидели, что я внизу. Мне пришлось второй раз постучаться и приподняться».

Теперь уже годовалый Арсений и его мама Екатерина – те самые, спасенные во время пожара жильцы. Вновь переживая эмоции того дня, женщина говорит, что без пожарных у них не было бы шанса. Минуту за минутой их квартиру наполнял черный дым, разъедающий глаза и легкие, а на руках – новорожденный сын.

Екатерина Призенцова: «Вот этот маленький комочек, ему полтора месяца. С одной стороны я, с другой стороны – муж. Вот мы сидим и смотрим на него. Этот момент – самый ужасный момент, когда ты ничего не можешь сделать абсолютно, ты беззащитен! Ну и тут эти стуки в дверь! Самые счастливые стуки в дверь!».

Чтобы отравиться угарным газом в густом дыму, особенно если в здании используются пластиковые стройматериалы, человеку достаточно двух-трех вздохов. Чтобы вывести людей из задымленного помещения, пожарные используют вот такие маски, подключенные к дыхательному аппарату со сжатым воздухом. Маски универсальные, подходят как для взрослых, так и для детей.

БАШКОРТТАР-БСТ

Именно в такой маске пришлось эвакуировать и малыша Арсения. Он поместился в нее целиком. Удивительно, вспоминает Валерий, но ребенок совершенно не испугался, и даже мирно уснул внутри. А вот сам пожарный признается, что в тот момент очень волновался.

Фото №2 - В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии

Этот репортаж мы задумали посвятить профессии спасателя, но первое, о чем нас просят, – не выделять среди них героев. Говорят: любое ЧП – это только командная работа. Одиночное геройство в таких условиях может быть смертельно опасно для всех.

Валерий Мулакаев, помощник начальник караула пожарной части № 26 г.Уфы: «Всегда идем втроем. Чтобы если один пострадает, двое смогли его вынести. Или пострадавшего вынести. Если один куда-то убежит и начнет геройствовать – кому-то станет плохо, и тогда один будет герой, а остальные погибнут. Поэтому так – один за всех и все за одного. От первого до последнего человека – от водителя до начальника караула. Все герои! Больше никак!».

И все же у каждого из них – свой личный путь, и каждый помнит свой выбор, определивший профессиональную судьбу. Это уникальная документальная хроника. Москва, 1994 год. В составе дежурного караула уже знакомый нам Валерий Мулакаев. Тогда еще 18-летний солдат-срочник. Говорит: именно те, первые пожары, оставили самые глубокие отпечатки в памяти. На его глазах погибали коллеги.

Валерий Мулакаев, помощник начальник караула пожарной части № 26 г.Уфы: «Шинный завод горел. Это был полный ад! Железобетонные конструкции гнулись как спички, море пластмассы, на нас шел черный снег! У пожарных смерть страшная. В Москве 6 человек – они живьем горели. Представляете, снаряжение тебе позволяет на какое-то время находиться живым, но ты понимаешь, что ты уже всё… Ты всё!».

Фото №3 - В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии

Двухлетняя Малика знает деда лишь по блестящему бюсту и черно-белым фотографиям. Анас Гумеров погиб задолго до рождения внуков, в 33 года. До конца смены ему не хватило буквально часа. Во время тушения крупного спорткомплекса в Уфе одному из бойцов внутри стало плохо. Пока его вели к выходу, Гумеров прикрывал напарников струей воды, отходя последним. В эту секунду – взрыв. Три маленькие девочки в тот день не дождались папу с работы.

Эльвира Гумерова, вдова: «Он обычно когда приходил с работы, в дверь не звонил никогда, а ручкой двери стучал. А тут звонок в дверь – дети побежали встречать, а я говорю им: это не папа. Оказалось, это пришло начальство, сказали, что погиб».

Уже взрослые дочери теперь вспоминают: спасателем он был не только на службе, никогда не мог пройти мимо чужого горя. Самой страшной для него стала трагедия в Улу-Теляке, куда он прибыл одним из первых. Потом долго не мог забыть сотни детских тел. После гибели Анвара Гумерова семья продолжила его дело – супруга 15 лет проработала в пожарной части радиотелефонистом, теперь там же работает и дочь Альбина.

Фото №4 - В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии

Эльза Тимофеева, дочь Анвара Гумерова: «Я всегда думаю о нем. Если что-то не получается, я всегда прошу: «Аапа, помоги». И мне легче, я знаю, что он рядом всегда!».

Пожар в отделении для недоношенных детей. Пожалуй, более страшного сценария и представить нельзя, однако он воплотился в жизнь. Под угрозой оказались самые беззащитные. Республиканская клиническая больница, апрель 2018-го. Пожарные забегают в здание, по задымленным коридорам и лестницам выходят роженицы с грудничками. В это же самое время несколько женщин находятся прямо в процессе родов, а одна – под наркозом на операционном столе. Вместе с сержантом Альбертом Юлдашевым мы проходим тем же путем, что и в ту ночь.

В кувезах – недоношенные крохи, самый маленький из пациентов весит всего 560 граммов. Многие подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких, и их тоже нужно как-то эвакуировать. Лифтами пользоваться нельзя. Пожарные вместе с медперсоналом выносят детей прямо в аппаратах, по лестнице.

Альберт Юлдашев, пожарный ПЧ № 8 г.Уфы: «Там лежит ребенок. Первая мысль была, что мы в боевках, они не стерильные, было опасение, чтобы не занести никакую заразу. Когда спускали, старались спускать аккуратно, чтобы он не перевернулся, сам аппарат довольно тяжелый».

Фото №5 - В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии

Вот такой кувез для новорожденных вместе со всем оборудованием весит несколько сотен килограммов. Во время пожара деток эвакуировали прямо в них, медсестры в одиночку выкатывали эти тяжелые конструкции, по лестницам несли вчетвером. И вот интересная деталь: когда все закончилось, и кувезы нужно было возвращать назад, эти же четыре человека поднять его не смогли. Видимо, в стрессовой ситуации появляются какие-то дополнительные силы.

Это даже кажется невероятным, но в пожаре никто не пострадал. Из здания спасатели с медиками вывели более 250-ти пациентов.

Марина Мухамадиева, заместитель главного врача РКБ им. Куватова: «У меня никаких мыслей не было, кроме одной: чтобы у нас никто не сгорел из детей, потому что ситуация действительно была очень страшная. И осознание пришло уже позже, когда мы поняли, что ситуация могла развернуться совсем по-другому».

За работу на этом ЧП Альберт Юлдашев с напарниками были награждены медалями «За отвагу на пожаре». Убедить бойца показать награду нам удается не сразу. Свои действия он не считает исключительными. Как и многие в этой профессии, он просто предан своему делу, и даже необычное для пожарного хобби – трогательные рисунки карандашом посвящает работе.

Фото №6 - В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии

С уфимским поисково-спасательным отрядом МЧС России мы заступаем на суточное дежурство. И почти сразу вызов: 3-летний ребенок случайно оказался заперт в квартире. "Выезды на двери", как их называют спасатели, бывают по несколько раз в день, но, говорят, никогда не знаешь, что ждет за каждой из них. На этот раз всё обошлось.

И будто в подтверждение – сразу еще одна дверь. За ней уже взрослый парень, родители не могут достучаться целый день. Спасатели вскрывают замки. Заходя внутрь, все боятся увидеть самое страшное. А оказалось, мужчина просто крепко спал после ночной смены. У родных – целый калейдоскоп эмоций.

Он дрожит от ужаса, царапается и тоже хочет быть спасен. Домашний любимец по имени Котэйка во время купания застрял лапой в сливном отверстии. В тесной ванной в ход идет серьезная техника, но сегодня и у этой истории – хэппи-энд.

Фото №7 - В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии

Все, кто работают здесь, по сути, совмещают десятки разных профессий, рассказывает спасатель первого класса Сергей Буев. Утром они могут доставать тело утопленника из воды, а к вечеру, повесив сушиться водолазный костюм, выехать на работу в горах, десантироваться с вертолета в лесу, тушить пожар или разбирать завалы. Причем в любой точке России.

Сергей Буев, спасатель Уфимского поисково-спастельного отряда МЧС России: «Когда меня спрашивают, как выживать в экстремальных ситуациях, я говорю: не надо в них попадать».

Это кадры крупнейшего наводнения на Дальнем Востоке в 2013-м, где тоже работали спасатели из Уфы. Вода прибывает в считанные минуты. С чердаков эвакуируют женщин, детей, пожилых людей. Но многие до последнего отказываются покидать свои дома. С каждой из таких поездок они привозят в Уфу детали, которые становятся символами памяти.

Фото №8 - В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии

Вячеслав Каленюк, спасатель Уфимского поисково-спасательного отряда МЧС России: «Вот обломок из Юберлингена, Германия, когда 72 человека погибли над Боденским озером. Дети – всегда тяжело».

На этом макете почти все ключевые события из истории уфимского поисково-спасательного отряда МЧС России. Здесь и обрушение здания в Ижевске в 2017 году, и крушение гидроплана на Нугушском водохранилище в 2004 – тогда обломки самолета пришлось доставать с 20-метровой глубины, разлив нефтепродуктов в Новоалександровке в 95-м, и известные всем взрывы в Урмане в 2011-м. Все это создавалось по реальным воспоминаниям участников тех событий.

5-летний пес по кличке Торин – единственный четвероногий сотрудник аварийно-спасательной службы республики. А его хозяйка Надежда Отвесова – единственная девушка-спасатель в той же структуре. Уникальный в своем роде дуэт занимается поиском людей: будь то лесной массив, или техногенная катастрофа. У каждой поисковой собаки – свой обязательный ритуал перед работой. Для Торина – это надевание ошейника с колокольчиком.

У Торина – собственная служебная книжка с записями обо всех ЧП, где он работал. В отличие от полицейских собак, ему не нужны ни след, ни запах конкретного человека. Он ищет на заданной территории всех живых пострадавших. Кинолог Надежда признается, что на эту службу ее привела личная история.

Надежда Отвесова, внештатный кинолог аварийно-спасательной службы Госкомитета РБ по ЧС: «Я когда-то давно побывала, так сказать, по другую сторону баррикад. У меня терялся родственник, я знаю, что такое сидеть в ожидании, искать, не знать, где он находится, как это больно и тяжело. Я могу помогать людям и это надежда на жизнь».

Фото №9 - В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии

Большинство спасателей – суеверны. Рискуя получить выговор от руководства, многие, например, не чистят обувь сразу при заступлении на службу. А еще нельзя в начале смены мыть маячки на автомобилях и надевать новую боевую одежду. На вопрос: «Почему?», лишь пожимают плечами, мол, плохая примета. В их работе нет места для романтики, и все совсем не так, как в кино.

Валерий Мулакаев, помощник начальника караула пожарной части № 26 г.Уфы: «Вместо телевизора – рука, снимешь перчатку, очаг ищешь так. Ага, подуло тепленьким, значит правильно идешь! Доходит до смешного: в трехкомнатной квартире мы два раза в туалет заходили, ногой так – ага, унитаз, и дальше искать».

И все же они в один голос заявляют, что эту работу на другую не променяют. Они смотрят смерти в лицо и продолжают делать свое дело. Единственное, с чем так и не научились мириться –детская гибель. Говорят: самый большой страх спасателя – не за себя.

Валерий Мулакаев, помощник начальника караула пожарной части № 26 г.Уфы: «Кемерово… Нет такого пожарного в России, который бы не думал: «А может что-то можно было сделать, а как же так, а если бы я был там? Это дети!». Основная наша задача – спасти людей. Не выполнил задачу – а что ты тогда здесь делаешь, а как ты людям будешь в глаза смотреть? Один такой выезд – и у тебя всю жизнь это будет на сердце! Ты не спас, ты не сделал!».

Сергей Буев, спасатель Уфимского поисково-спастельного отряда МЧС России: « В спасатели идут люди, которые действительно хотят заниматься этим делом. Не за деньги, не за почести какие-то, а именно образ жизни. Спасатель – это образ жизни! Все же мы для чего-то живем! А мы, видимо, живем для этого!».

Автор: Юлия Нигматуллина

Фото №10 - В эпицентре жизни: удивительные истории спасателей из Башкирии
Акции БСТ
Рули трезво: как в Башкирии борются с пьяными водителями