Зауральский хлеб "съела" засуха. Правительство Башкортостана планирует ввести в четырех районах режим чрезвычайной ситуации. Аграрии уже подсчитывают убытки. Сигналы поступили из 20 муниципалитетов. Сейчас комиссии на местах оценивают причиненный ущерб, а в фермерских хозяйствах, которые не пострадали от сухой погоды, уже начался сбор урожая. В этом году башкирское зерно впервые отправится по воде за границу.
Без дыма и огня. Пшеницу выжег не пожар, а природные катаклизмы. Сначала малоснежная зима, а затем холодная весна. И кульминация – сорокаградусная жара без капли дождя за всё лето. Из-за того что зерновым не хватало влаги колоски не выросли до нормальных размеров, а стебли пустые. Фермер Сергей Касьянов засеял 300 гектаров и уже видит – пожинать будет нечего.
Специалисты называют это почвенной и атмосферной засухой. Так выглядят поля в Хайбуллинском районе. Выжженные до черноты. Больше половины посевных площадей – 52 процента – уничтожены. 47 тысяч гектаров элитной твердой пшеницы, из которой обычно производят макаронные изделия, погибло. В республике в основном этот сорт выращивают как раз в Хайбуллинском районе. Пострадали также овес, лен, горчица. Ущерб только предварительно составляет более 200 миллионов рублей.
В критическом состоянии пастбища и кормовые угодья. Сельчане не могут скосить достаточно сена, чтобы заготовить его на зиму. А значит придется сокращать поголовье домашнего скота.
Зауральские фермеры будут вынуждены покупать сено в Уфимском, Кармаскалинском, Архангельском районах. Затраты на доставку сильно бьют по карману, говорят аграрии.
Лето для бижбулякских фермеров проходит куда лучше. Потери они ощутили весной. В хозяйстве Калинина от погодных условий пострадало более 100 гектаров ржи.
Всё это вылелось в дополнительные траты – удобрения, ГСМ. Весной во время посевной было также сложно с механизаторами. Чего не скажешь сейчас. К моменту начала уборки хозяйство полностью укомплектовано.
Механизатор Алик Нуриев еще помнит времена, когда поля здесь были не золотые, а зеленые. Всё поросло травой. Земля преобразилась на его глазах. Но чтобы оживить гектары, пришлось постараться.
Алик Нуриев: «Дисковали, целину открывали, по колено бурьян был. Осенью посеяли, теперь уже убираем. Сколько не сеялось, отдохнула здесь земля. Удобрения, полезных элементов здесь много».
Если всё сложится удачно, хозяйство перейдет отметку в 30 центнеров с гектара. При том, что для Бижбуляского района такие показатели не характерны.
В Бижбулякском районе к уборке приступило уже несколько хозяйств. Весной из-за непогоды было потеряно 6 тысяч гектаров озимых, но, несмотря на это, урожая обещает быть хорошим.
Но залеживаться там башкирское зерно не будет. На неделе стало известно, что поддержку получит проект строительства судоверфии и зернового терминала в Агидели. Впервые продукция из республики уйдет по воде. Отбытие в турецкий порт первой партии башкирского зерна в 10 тонн запланировано на конец августа. Оттуда его уже транспортируют в Иран. В Агидель смогут заходить торговые суда с иностранными флагами класса «река-море», что позволит экспортировать большие объемы продукции.
Вырастить и собрать хороший урожай – лишь часть дела. Как продать выгодно – тоже часто проблема для аграриев.
Те, кто в поле, пока не спешат делить шкуру неубитого медведя. Уборка урожая только началась. А аграрии знают: если сегодня светит солнце, это не значит, что завтра небо не заволочёт тучами.
Автор: Анастасия Ильчибаева