В Башкирии открыли стелу в честь жертв политических репрессий

В поселке Красивая Поляна Нуримановского района открыли стелу в честь жертв политических репрессий 30-40-х годов прошлого столетия. Раскулаченные семьи привозили сюда со всей республики. Средства на памятник собрали родственники спецпереселенцев. О поломанных судьбах, но несломленном духе.

Словно из руин перед глазами потомков спецпереселенцев возникает изображённый на памятной стеле трудовой поселок Красивая Поляна. Дети, внуки и правнуки его основателей едва сдерживают слезы. Не радости – слишком тяжелы воспоминания.

Людмила Бурдукова: «Это дедушка мой, Зуев Андрей Гаврилович. Он был репрессирован в 30-м году. В 37-м только его оправдали».

Фото №1 - В Башкирии открыли стелу в честь жертв политических репрессий

Татьяна Басманова: «Вот это орден моего дедушки, Зотова Кирилла Ивановича, который был репрессирован так же, как и все жители Красивой Поляны. Он единственный стахановец, кто получил этот орден в Башкирии».

Первую партию раскулаченных семей привезли сюда в декабре 1931 года. Они строили бараки и хозблоки будущего спецпоселения, узкоколейную железную дорогу. Невыносимые условия труда, жуткий голод пережили немногие.

Рамиль Хайруллин, главный научный сотрудник Уфимского федерального исследовательского центра РАН: «Где то 1000-1500 человек были сосланы именно в спецпоселение Красивая Поляна, включая до года и старше. И ещё определенное количество людей здесь родилось, в том числе здесь родился и я. Поэтому общее количество людей, прошедших через Красивую Поляну, составляет до 2000 до 4000 человек».

БАШКОРТТАР-БСТ

Жуткие воспоминания не стираются из памяти даже спустя многие десятилетия. Уже седовласые очевидцы рассказывают, как обессилевших детей в бараках живьём съедали крысы, медицины практически не было, и погибших штабелями хоронили в одной могиле. Но поток трудовых ресурсов был бесконечен.

Фото №2 - В Башкирии открыли стелу в честь жертв политических репрессий

Роза Маскова: «Маме было 18 лет, папе было 20 лет. Они жили в Чекмагушевском районе. Папины друзья решили пошутить, и они написали на папу донос. А когда их арестовали и стали отправлять, друзья их подошли и сказали: «Ты нас прости, мы хотели просто пошутить».

Идея открытия стелы в память о жертвах политических репрессий принадлежит их потомкам. Инициативу в свои руки взяли Алексей и Дмитрий Демидовы, а также Николай Труханов. Посильную финансовую помощь организаторам оказали бывшие жители поселка. Сегодня мужчины присутствуют на церемонии в качестве почетных гостей.

Алексей Демидов: «Это мой сын, он тоже мне как сын. Они друзья. Я с его отцом дружил. Собрание было у нас. Поговорив с ребятами, они сказали: «Стеле быть».

Ситуация в концентрационном лагере начала меняться лишь в середине 30-х годов. Здесь организовали колхоз, открыли детский приют для сирот переселенцев, ручной труд постепенно сменился механизированным. Но всё же основными инструментами при лесозаготовке ещё долгое время оставались топор и пила. И держать их в руках было кому. Репрессии по политическим мотивам продолжались до 50-х годов. По всей стране осудили, раскулачили и сослали в спецпоселения десятки миллионов человек. Страшные страницы истории, переписать или вырвать которые уже не получится.

В начале 30-х годов колония закрытого типа, возглавляемая комендантом НКВД, располагалась на горе. Позже спецпереселенцы основали у её подножия трудовой лесной поселок Красивая Поляна. По воспоминаниям потомков местных жителей, он состоял из более сотни подворий. Сегодня от него остались лишь развалины и воспоминания в народном творчестве.

Автор: Азат Садреев

Уфимская волна
Рули трезво: как в Башкирии борются с пьяными водителями