Эмигрировавший в начале 90-х уроженец Уфы является основоположником трансреализма.Но обратной стороной его триумфа было одиночество. Известно, что Крыжевский последние годы жил в хостеле, а пару недель назад его нашли бродящим по улицам Нью-Йорка. Без денег и документов.
Их разделяют тысячи километров, но Мария признается, что чувствует: отцу плохо. Дочь известного советского художника Яна Крыжевского часто листает старые фото. На них беззаботная молодость, бессонное творчество. Он работал сначала в родной Уфе, потом живописца пригласили в Вологду. Питерский период самый плодотворный.
Он объединил вокруг себя таланты 80-х. Юрий Шевчук в своих интервью называет Крыжевского учителем. Но в конце 80-х несвобода творческая опостылела. Художник эмигрировал в Америку. Поначалу всё получалось, его работы выставлялись на аукционах Кристи и Сотбис. Последние годы как катастрофа. Одиночество довело Крыжевского до хостела, а после станции метро.
Как рассказывают друзья живописца, в Нью-Йорке он потерял вкус к жизни. Творец по натуре, Крыжевский никогда не задумывался о продлении грин-карты и уж тем более гражданства США. В итоге потерял все документы, в чужом городе на птичьих правах. Еще один друг Расих Ахметвалиев в прошлом году встречался с Яном. Видел человека, жаждущего уже не беззаботности, а семьи и быта, скучающего по Уфе.
Крыжевскому нужно подтвердить свой вид на жительство в Америке и российское подданство. Сейчас дочь Маша копается в архивах. А уфимские художники готовят место в мастерских на случай возвращения таланта.