Она затонула в Баренцевом море во время учебного похода. Погибли все, кто был на борту, – 118 человек, в том числе 4 выходца из Башкортостана.
Память об этом так же крепко впаяна в сердца, как и лопасть торпеды атомной подводной лодки «Курск» – в мемориальную стену с именами ребят-подводников из республики. Новейшую субмарину специалисты называли непотопляемой. Но 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут во время учебного выхода в Баренцево море произошла катастрофа. По официальной версии, взрыв торпеды в одном из отсеков подводного крейсера.
Игорь Мухаметшин, командующий Тихоокеанским флотом: «Причина трагедии, как мы знаем, как было озвучено, она самая правильная. Её надо придерживаться. Действительно, это взрыв торпедного боезапаса в результате возгорания, пожара. Никаких инсинуаций, никаких спекуляций на этом делать не надо. Корабли у нас достаточно надёжные, в том числе корабли этого класса».
Вокруг российской субмарины К-141 «Курск» до сих пор строится огромное количество версий, предположений, даже спустя 15 лет эта трагедия продолжает волновать людей. Но здесь, у Мемориального комплекса морякам Башкортостана, погибшим в мирное и военное время, возможно только одно мнение. Ребята погибли как герои. В их честь печатают шаг ветераны, в их честь уфимцы приносят цветы.
Ринат Яксанов, руководитель пресс-центра Морского собрания Республики Башкортостан: «Эта атомная подводная лодка имеет славные традиции. Хотя она на боевом дежурстве была недолго, но успела многое. Она находилась на боевом дежурстве в Средиземном море и скрытно наблюдала за 6-м американским флотом и за его флагманом, авианосцем «Теодор Рузвельт».
Время не лечит, боль не утихает. Наиль Хафизов, старший инструктор химслужбы «Курска», был младшим в семье – любимцем, вспоминают родные. Ещё будучи школьником, он решил пойти по стопам отца-моряка.
Равиль Хафизов, родной брат Наиля Хафизова: «Это призвание его. Без моря, говорит, не могу. Со зрением у него были проблемы. Начал спортом заниматься. Восстановился, чтобы на флот попасть. И не в тёплые края, а на Северный флот».
И до сих пор также помнят и гордятся ими родственники всех остальных погибших моряков. В тёмной пучине Баренцева моря, кроме Наиля Хафизова, ушли из жизни ещё три наших земляка: командир отделения турбин Роберт Гесслер, мичман Фанис Ишмуратов и кок Салават Янсапов. Все они похоронены в родной земле.
Ринат Яксанов, руководитель пресс-центра Морского собрания Республики Башкортостан: «Мы, Морское собрание, часто посещаем их могилы, они ухожены. И пока мы живы, мы будем помнить о них».







