Масло по цене ниже 250 рублей за килограмм – это вовсе не сливочное масло, а продукт из растительного жира: пальмового или кокосового. С таким заявлением выступил руководитель Молочного союза республики. Как избавиться от фальсификата на этом рынке продовольствия, обсуждали на выездном заседании аграрного комитета Госсобрания. За круглым столом собрали всю цепочку «производитель – переработчик – продавец».
Разбудить интерес республиканских производителей молока нацелена дифференцированная система субсидирования – инициатива Главы Башкортостана. Согласно новой схеме, большие надои – высокая ставка дотаций. Чтобы удержать цены, господдержки просят и молокозаводы. Депутатский же корпус сегодня выдвинул идею: для отдельных категорий населения выпускать социальное молоко по цене не дороже 30 рублей за литр.
Молоко со всего доильного цеха по проводам сразу бежит в танк-охладитель, минуя человеческие руки, что исключает попадание микробов и прокисание, даже если на дворе стоит знойная жара. В год с каждой бурёнки здесь надаивают по 8,5 тысячи литров молока. Это вдвое выше республиканских показателей, что, кстати говоря, тоже не предел.
Рамзиль Низаметдинов, директор ГУСП совхоз «Алексеевский»: «Дефицит молока остро стоит. Поэтому мы будем наращивать его производство, увеличивать поголовье».
Ежедневно на переработку совхоз «Алексеевский» отправляет 27 тонн свежего молока. Из него делают кефир, творог, ряженку, несколько видов йогурта. Из последних новинок – красный творог. В плюс молокопроизводителям и санкции. Так, уже через год на прилавках магазинов наряду адыгейским, по просьбе покупателей, должны появиться и твёрдые сорта сыра.
Закрытие поставок "молочки" из Европы открыло возможности для развития башкирских продуктов. Рост есть: увеличился выпуск своих сыров, на 15% начали производить больше масла. Но это сегодня не покрывает потребительский спрос. Надои в районах Зауралья колеблются от 2 до 3 тысяч литров с коровы, что в нынешних экономических условиях неприемлемо. Отсюда дефицит. Республиканские заводы работают лишь вполсилы. В результате ниши, где можно делать деньги нашим сельчанам, занимает привозная продукция.
Ильдар Файзуллин, председатель Молочного союза Республики Башкортостан: «Много наказаний было по торговым сетям «Магнит» – там была фальсифицированная продукция. Это не башкирские производители, а те, кто приходит из других регионов. Себестоимость масла в среднем от 220 до 250 рублей. Если на полке вы видите масло дешевле 250 рублей – это фальсификат».
Потому как 1 килограмм масла – это, в среднем, 21 литр молока. Ниже стоимость – значит, вместо него залили другой ингредиент. Именно дешевизна становится козырем и на рынке госзакупок, что опасно в ущерб качеству. В результате честные производители, что не заменяют жир пальмовым или кокосовым маслом, вновь остаются за бортом.
Зульфира Акбашева, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан: «Одну нишу мы не занимаем: наши детские сады, лагеря, школы… Участвуют не производители. Очень большая сумма госзакупок идёт. Сегодня мы Министерству экономического развития претензии предъявляем: нельзя объявлять в одном лоте и молоко, и сыр, и другие продукты. Технология разная. Нам надо настроить лоты, чтобы участвовали производители, а не посредники».






