«Иконопись. Мозаика. Живопись». Удивительное многообразие жанров, объединённых общей православной тематикой, представлено в экспозиции Творческого союза художников РБ, открывшейся в выставочном зале правления региональной общественной организации «Собор русских Башкортостана».
За плечами художника – фрески и образа в храмах самарских, нижегородских и московских. Но, пожалуй, самая значимая страница в творческой биографии иконописца Шестаковой на родине – в Уфе. Это роспись иконостаса и заглавной алтарной иконы «Воскресение Христово» вСоборном храме Рождества Богородицы. Воистину, пути господни неисповедимы.
Кто бы мог подумать, что столько художников – не просто творцов, пишущих на так называемую духовную тему, а иконописцев, реставраторов икон – встретятся в одном месте. Встретились, чтобы поведать о городах и весях великой страны, где довелось украшать фрески соборные, реставрировать иконостас. К примеру, Владимир Кононов расписывал церкви в старинном Бирске, в селе Базы в Чекмагушевском районе, посёлках Алексеевка и Нагаево. А во время работы в Свято-Георгиевском мужском монастыре в так называемых«Святых Кустиках» на Видеевой поляне набрёл на то самое местечко, послужившее пейзажем для «Видения отроку Варфоломею» Михаила Нестерова. Последняя творческая командировка Владимира Кононова случилась в Бирск, в канун приезда Святейшего патриарха всея Руси Кирилла, где в сотворчестве с другими художниками монументальной живописи работали под сводами Троицкого кафедрального собора – одного из крупнейших соборовв Башкортостане.
Владимир Кононов, член Творческого союза художников России: «До революции наивысшим предназначением художника считалось, если его пригласили расписывать храм. Художник удался как художник, если помимо его творческих работ, егоприглашали на роспись храма. В иконе самое главное – это лик. Если нет лика, нечему молиться. Если есть лик и он написан трепетно, то появляется молитвенное состояние. Если нет, то ты стоишь перед доской. Это доска, это не образ. Чем дальше я погружаюсь, тем больше понимаю, что я новичок».
Среди экспонентов – Владислав Пегов, Татьяна Волкова, а также Фаниль Чанышев, чьи живописные полотна впервые появились на публике. При виде мозаичных произведений Дарьи Джураевой с изображением Матери Божьей и сына еёдух перехватывает.
Дарья Джураева, член Творческого союза художников России: «В иконах присутствует душа. Вкладываешь душу свою, и идёт отклик. Чувствуется гармония».
Немало поклонников обрела Ольга Шестакова. В прошлом выпускница факультета лаковой миниатюры СПТУ №5 иконопись постигала, работая в реставрационных мастерских.
Ольга Шестакова, иконописец, художник-реставратор: «Две иконы выполнены в технике масляной живописи. Это липовая доска, это левкас, мел, клей. XVI-XVIIвека, когда появилась резьба по левкасу. Я стала пробовать снимать копии, потом золочение по левкасу, золочение сусальным золотом. Практикую яичную темперу, которая изначально была в русской иконе».