Около 100 тысяч человек ожидается в патриотическом шествии «Бессмертный полк» в этом году. И это только в столице республики. Впервые колонна будет идти под военные марши. При этом маршрут полка продлят. День Победы можно будет отмечать в прямом эфире на канале БСТ, который станет единственным транслятором праздника по всей республике. С 8 утра стартует большой телемарафон «Истории Победы». Ветераны в ожидании праздника начищают парадные кители, а корреспонденты БСТ собирают фронтовые истории.
В ВАУР готовили авиафоторазведчиков. Во время войны это было практически единственное учреждение в своем роде. В Давлеканово тогда отправляли молодых людей со всего СССР. В 42-м сюда эвакуировали аэрофотограмметрическую школу из Гомеля и авиашколу пилотов из Таганрога. Так появился ВАУР – военное авиационное училище разведчиков.
Эта фотография, как и вся информация о ВАУРе, у Римы Шафигуллиной появилась уже в 90-х, когда выпускники училища заговорили и попросили найти их однокурсников. Если в авиаразведчики шли в основном мужчины, то в фотолаборанты набирали лишь девушек.
Кирзовые сапоги больше на 5 размеров, грубая военная форма и ППШа в руки. За плечами Тамары Казаковой три месяца учебы, впереди аэрофотослужба в воздушной армии. На груди, словно карта, весь боевой путь. Начало в Смоленске, затем освобождение Белоруссии, Польша, Литва, Кенигсберг. В своей фотолаборатории они с подругами спешили передать руководству полученные от летчиков данные. И даже под бомбежками не смели убежать в укрытия.
И на фронте было место для любви. Статный красавец, летчик, офицер, в которого было влюблено все их отделение. А он заметил её – застенчивую девочку в мешковатой форме.
Сын у них так и не появился. Офицер Дитенко погиб за два месяца до победы, не вернувшись с вылета.
В 92 года он с легкостью читает с расстояния в 10 метров и утверждает: если Родина позовет, то хоть сейчас готов встать на защиту. Его боевая машина не этот крылатый красавец, а легендарный Т-34, на котором Габдрауф Гареев добрался до Польши. 17-летним мальчишкой он попал на фронт, впервые увидев танк и решил: на нем он и будет очищать родную землю от фашистов.
Сейчас его боевая машина – это легковое авто. 75 лет за рулем. Но навыки управления танком, говорит, не забыл, и как ребенок мечтает, что, может быть, в этом году ему помогут исполнить его мечту – вновь сесть на место механика-водителя. А ведь когда-то его первый боевой выезд мог стать последним. Во время марш-броска он остановил танк, чтобы убрать с дороги раненного человека. Без приказа командира.
Он и в 95 может дать фору молодым. Халиль Баширов был в числе тех, кто шел в атаку следом за техникой. В 18 лет попал в пехоту, мальчишке выдали противотанковое ружье. Марш-броски по 60 км в сутки, не отставая от боевой машины. Но вспоминать он любит не свои героические поступки, во время одного из них едва не лишился носа, а майский день 1945.
Это сейчас они с улыбкой могут вспоминать те далекие военные годы. Да, были моменты, когда в перерывах между боями смеялись, радовались, любили. Но никогда, они говорят, не смогут понять тех, кто с бахвальством говорит: можем повторить.
Автор: Анастасия Ильчибаева