Своеобразным смыслом и философией наделен каждый её эскиз. В одежде она видит не кусок ткани, а способ самовыражения. Скоро её работы сойдут со страниц бумаги и лягут на плечи моделей. По Сашиным эскизам уже шьют коллекцию одежды и готовят модный показ. Особое платье она уже подготовила и для себя. Цвет выбран не случайно. Таких как Саша называют "солнечными людьми". Но лишь они доподлинно знают, сколько боли стоит за этим эпитетом.
От пренебрежения до откровенного издевательства – она испытала всё. Косые взгляды в автобусе, смешки не за спиной, а в глаза...
Она каждый день старается доказывать обратное. Что она может то же, что и другие. Мыловарением смогла заработать на поездку на море, примерила на себе роль модели, ходила по подиуму. А вскоре будет премьера спектакля, где Саша играет главную роль. И, к счастью, в её жизни добрых людей куда больше. Ее близкий друг Дмитрий Соколов из «Уральских пельменей» навещает ее каждый раз, когда приезжает в Уфу, а она может позвонить ему в любой момент.
И в погоне за этим желание – быть как все – она незаметно добивается обратного. Делает шаг из общей шеренги и становится лучше тех, кто не хочет ее принимать и видеть наравне с собой.
Глаза выполняют функцию рук. Когда в 16 лет спинально-мышечная атрофия лишила его возможности двигать конечностями, он решил найти другой способ пользоваться компьютером. На мониторе специальное считывающее устройство. Движение глаз – перемещение курсора, моргание – клик. Но на то, чтобы перестроиться понадобилось много времени и сил.
Он не любит слово «инвалид», и просит так себя не называть. Потому что не является им, говорит Алекс. Парень старается жить полноценной жизнью. Он занимается программированием, получает образование, а недавно ему поступило предложение о работе. Алекс живет отдельно от родителей. Рядом всегда лучший друг, с которым вместе с пяти лет. Этим летом Саша и Дима стали героями выставки о людях с необычной внешностью, организованной уфимским фотографом. Цель проекта – показать, что деформированное тело может выглядеть эстетично.
А не так давно Алекс нашел свою любовь. В интернете познакомился с девушкой, а та на встречу пришла с подругой Дианой.
О будущем он задумывается часто. И представляет себя через несколько лет не в локациях России. Не потому что не любит Родину, а просто понимает, что есть страны, где он будет более счастлив, чем здесь, говорит Алекс, где для таких как он есть больше возможностей, где отношение окружающих другое.
«Уник-арт» – говорящее название хэнд-мейд магазина Гульнары. Здесь уникально всё – от изделий до авторов. Они творят вопреки. Иногда совершенно необъяснимые вещи. Как, например, эти картины. Слепой художник из Белебея изображает на холсте то, что сам в полной мере уже никогда не сможет увидеть.
Дать шанс людям с ограниченными возможностями работать и реализовать себя – этому Гульнара посвятила свою жизнь. Трудоустройством инвалидов она занимается почти 15 лет. А в 2010 году, поняв, что каждый третий, заточенный диагнозом в свои четыре стены, занимается творчеством, решила создать проект, который поможет им не только творить, но и зарабатывать. У магазина есть постоянные клиенты и порядка 60 мастеров. Они не просят помочь финансово, они просят поддержать заказами. Готовы работать, был бы спрос. Но нередко к их издельям относятся неоднозначно.
Если бы только они знали, говорит Гульнара, сколько любви и тепла их мастера вкладывают в эти блокноты с точечной росписью, украшения, выполненные в авторской техники, вязаные игрушки, тряпичные куклы, деревянные календари, ключницы... И всё это только подзаряжает, дает силы, рассказывает Анна, в магазине она работает с самого его открытия.
У неё абсолютный слух, но почти полностью отсутствует зрение. Лишь изредка Ляйсан может разглядеть силуэты. В семь лет она поступила в интернат для незрячих. Там и начиналась ее карьера. Музыка для 26-летней девушки, незрячей с рождения, словно восполнение эмоций, картины мира, которую она никогда не увидит глазами.
Из-за проблем со зрением у Ляйсан развился абсолютный слух, говорит ее педагог Лилия Литвинова. Но в тоже время незрячесть мешает петь девушке.
Сейчас Ляйсан получает параллельно два образования – в БГПУ и Училище искусств. Мечтает стать учителем музыки. Но ее талант уже давно вышел за рамки учебных классов. Не так давно она дебютировала на большой сцене. Вместе с еще пятью лауреатами конкурса «Башкорт йыры» репетировала выступление под руководством дирижера Большого театра.
Сейчас Ляйсан занимается с педагогом Лилией Литвиновой. Кажется, что судьба свела их неслучайно. Так получилось, что у преподавателя эстрадно-джазового вокала любыми музыкантами всегда были слепые исполнители – Стиви Уандер, Рэй Чарльз. А тут Ляйсан – она как никто другой сможет прочувствовать их репертуар, решила педагог.
Его философия – смотреть так, как не смотрят другие, видеть то, что не получается у остальных. Чтобы потом им же это и показать, но своими глазами, через объектив фотоаппарата. 15 лет назад Маргиз оказался в инвалидной коляске. 21-летний парень получил травму на работе. Тогда и вспомнил, как в детстве с отцом увлекались фотографией. Это стало его новым смыслом жизни, а коляска, шутит парень, в этом деле даже плюс.
Его любимое место фотоохоты – родной город Агидель. Недавно работы Маргиза увидели уфимцы на выставке «Люди с неограниченными возможностями».
В день нашей встречи в Агидели Маргиз закончил свою очередную работу «Времена года». На протяжении полугода он приходил в городской парк и фотографировал одну и ту же аллею, чтобы соединить это всё воедино. Здесь главное – наличие свободного времени и терпения, говорит Маргиз, а его хватает. Он живет на пенсию по инвалидности, а когда есть возможность, местные фотографы отдают ему свои заказы. Хоть какая-то возможность подработки. Сейчас Маргиз мечтает о новом фотоаппарате. В последнее время он увлекся макросъемке.
Он не способен сидеть безвылазно дома. Желание показать людям мир таким, каким он видит его, дает Маргизу силы и смысл.
Если Маргиз видит мир через объектив своего фотоаппарата, то Ляйсан – через музыку и пение. Она не опускает руки, собранная, целеустремленная, точно знает чего хочет, и уверена, что это непременно сбудется.
Но и им естественно, несмотря ни на что, нужна поддержка. И иногда она приходит от таких же, как и они – кто не понаслышке знает об их страхах, переживаниях и мечтах. И вроде помогать должны им, но люди с ОВЗ сами зачастую готовы отдать всем свои силы на поддержку других.
И очень часто им приходится бороться за то, чтобы быть понятыми. Как это делает Саша. Чтобы люди видели: она такая же, как они. И в погоне за этим желание быть как все, она незаметно добивается обратного. Делает шаг из общей шеренги и становится лучше тех, кто не хочет ее принимать и видеть наравне с собой.
Автор: Анастасия Ильчибаева