Финансовый аналитик федеральной радиостанции «Бизнес ФМ» Михаил Сафонов озвучил своё мнение о приватизации Башкирской содовой компании. Эксперт считает, что такая шумиха могла быть выгодна частным акционерам. Напомним, Радий Хабиров подал иск на 34 млрд рублей , именно во столько был оценен нанесенный ущерб при приватизации БСК.
Власти республики оценили ущерб от приватизации «Башкирской соды» в 34 млрд руб. Но это предварительная оценка, её могут и повысить, как считали, не объяснили, но, видимо, в первую очередь речь идет о дивидендах. 7 лет назад республика утратила контроль над предприятием и, соответственно, снизились акционерные выплаты. Тут нужно отметить, что компания давала на дивиденды всю свою прибыль и даже чуть больше. Для примера, в прошлом году она составила почти 13 млрд руб., по данным системы «Спарк», всё ушло на дивиденды, частные акционеры получили 7 млрд, согласно размеру пакета. Из-за этой квазищедрости не инвестировали в модернизацию.
Михаил Сафонов Аналитик отмечает, что сделка, которая происходила с 2007 по 2013 года, «мутная». А следственный комитет рассматривает в данных махинациях акт мошенничества.
История приватизации «Башкирской соды» действительно мутная. Была некая частная химическая компания, которая, кстати, уже владела большим пакетом государственной «Соды», а потом она с последней слилась и акционеры почему-то сочли, что в результате этого доля государства должна упасть ниже контрольной. Фокус в том, что власти республики дали на это добровольное согласие, поставили подписи. Государство же само выдало лицензию на разработку горы Куштау. Это вызвало ожесточенные протесты населения, для которых эта гора священная. В итоге вмешался Путин, который потребовал разобраться с приватизацией. Есть ещё и мнение, что частным акционерам эта история может быть, отчасти, и выгодна. За годы владения активом они получили огромную прибыль, сырьевая база для предприятия истощена, разрабатывать новые месторождения потребует и умения, и средств. Сами бизнесмены, по данным СМИ, живут во Франции, и даже если будет уголовное дело, то Париж их не выдаст, докажет, что они жертвы режима, который решил забрать у них собственность. Так что, может быть, для всех всё сложилось к лучшему: башкиры сохранили свой шихан, предприятие будет модернизировано, а кто-то будет и дальше разводить во Франции виноградники.
Михаил Сафонов