Где в Уфе можно встретить настоящего призрака? Об уфимских зданиях с удивительной историей и мистическим ореолом расскажем в специальном репортаже.
Музыка Глинки здесь звучит в особой атмосфере. Легендарный композитор с большим интересом относился ко всему мистическому. А здание уфимской музыкальной школы № 1 будто запечатлело истории людей, когда-то живших здесь, и теперь рассказывает и даже показывает их своим посетителям.
Подобное зрелище наблюдали многие сотрудники школы, рассказывает заместитель директора Людмила Гимранова. Этот дом был построен во второй половине 19 века и принадлежал Гилярию Штехеру, известному в Уфе владельцу аптечной сети. В каменном особняке он жил с женой Александрой и пятью детьми. И уже тогда здесь звучала музыка – в интеллигентной семье детей с ранних лет обучали игре на фортепиано. В усадьбе Штехеров были конюшни и даже собственный кинотеатр. А в подвале здания и сейчас можно заглянуть в колодец, которому по меньшей мере 120 лет.
История этого колодца, конечно, не настолько впечатляет, как известный фильм ужасов. Но и у него своя порция таинственности. Хотя больше века назад все начиналось просто – с минеральной воды.
Прямо здесь, в подвале здания, в конце 19 века располагался цех по разливу минеральной воды, которая считалась лечебной. Ее качество даже было удостоено приза на специальном конкурсе в Мадриде. Сейчас в подвале школьный склад. И, как мы видим, колодец сохранился до наших дней. В нем иногда до сих пор появляется вода. Но проверять ее на целебность работники школы, конечно, не рискуют.
После революции дом Штехеров отдали под общежитие, источник с минеральной водой закопали. Что стало с владельцами особняка, точно не известно. А в 1968 году здесь открылась музыкальная школа. И теперь именно в той части здания, где находится колодец, наблюдают загадочные явления.
С необъяснимыми визуальными и звуковыми эффектами чаще других сталкиваются ночные сторожа.
Из журналистского любопытства мы решаем остаться в школе на ночное дежурство и своими глазами понаблюдать за пустынными коридорами. Устанавливаем свою камеру на втором этаже и спускаемся вниз, к штатным камерам наблюдения. Поначалу ничего необычного, но потом замечаем: на улице будто начался сильный снегопад. Однако сторож тетя Флида уверенно заявляет: это не снег.
Дальше – больше. Сторож обращает внимание на черные пятна в концертном зале, говорит, прежде их на мониторе не было. Первое впечатление, что это дефекты на объективе камеры. Но эксперимент, который мы проводим, пускает мурашки по спине.
При этом на видео сгусток остается на месте даже при включенном свете. И на десерт – запись с нашей камеры на втором этаже. С интервалом в несколько секунд на ней отчетливо слышны звуки клавиш фортепиано и какой-то стук.
Объяснить увиденное в доме Штехера мы просим видеооператора со стажем Евгения Кунаева, способного распознать оптические иллюзии или дефекты камер.
Звуки старинного инструмента – фисгармонии – звучат и в другом уфимском особняке – мемориальном доме-музее Сергея Аксакова. И с этим местом связана история, пожалуй, самого известного привидения башкирской столицы.
В середине 18 века в этом здании жил и работал дед Аксакова по материнской линии, уфимский наместник Николай Зубов. Свои детские годы провел здесь и сам писатель. Через это окно наместник принимал посетителей. Здесь же, в своем кабинете, он и умер. Юный Аксаков панически боялся встретиться с призраком деда. Свои детские впечатления он подробно описывает в книге.
«Я так боялся этой комнаты, что, проходя мимо нее, всегда зажмуривал глаза. Один раз, идучи по длинным сеням, забывшись, я взглянул в окошко кабинета, вспомнил рассказ няньки, и мне почудилось, что какой-то старик в белом шлафроке сидит за столом. Я закричал и упал в обморок». Это отрывок из автобиографической книги Аксакова под названием «Детские годы Багрова-внука». В ней писатель описывает свои впечатления от жизни в Уфе, в этом самом доме. Удивительно, неправда ли? Спустя 200 лет мы можем пройти по тому же коридору, заглянуть в тот же кабинет и, быть может, своими глазами увидеть призрака, который так напугал юного Сережу.
Интересно, что окно в кабинет вскрылось во время реставрации музея, долгие годы оно было заложено кирпичом и заштукатурено. Были найдены и другие интересные детали.
Дом построен по характерному для 18-го века анфиладному типу, когда дверные проемы расположены на одной линии. Работники музея воссоздали обстановку такой, какой она была при Аксакове. В этих парадных залах, например, принимали гостей, которым маленький Сережа выносил миндальное печенье с малиновым вареньем и декламировал стихи.
В этом доме даже воздух словно из другой эпохи: пахнет воском и будто бы церковным ладаном. Что, впрочем, неудивительно, ведь свечи раньше жгли постоянно, и их запахом буквально пропитаны деревянные предметы интерьера, которые принадлежали семье Аксакова.
Сами сотрудники музея признаются, что в мистику не очень верят, ведь легенды о призраках как знак качества сопровождают почти любое старинное здание. Но все-таки загадочный старик привиделся здесь не только юному писателю.
Двери для посетителей Уфимский музей Нестерова впервые открыл ровно 100 лет назад. Но не все знают, что сам Нестеров здесь никогда не жил. Это здание, построенное в стиле модерн, принадлежало купцу-лесопромышленнику Лаптеву, который также был владельцем одного из первых автомобилей в Уфе. В годы Гражданской войны Лаптев был расстрелян, а его дом отдали под художественный музей. Легенда о духе убитого купца много лет жила в стенах этого здания, рассказывает сотрудник музея Анна Хардина. Говорит, не верила, пока не столкнулась с ним лично.
В тяжелые 90-е годы реставратор, помимо основной работы, оставалась в музее и по ночам в качестве сторожа. На дежурство выходила с собакой – сенбернаром по кличке Улина, которая первой почуяла неладное.
Странные явления пугали многих сотрудников музея, сюда даже пригласили священника, который отслужил молебен за упокой души Лаптева. Говорят, с тех пор вот уже 20 лет полтергейст в здании себя больше не проявляет.
В музее сейчас хранится более 15 тысяч произведений, и, конечно, самая первая коллекция картин русских художников, которую Нестеров подарил родному городу, в том числе собственные работы. Одна из них, как здесь говорят, бренд музея – незавершенная версия известного полотна «Видение отроку Варфоломею», над которой Нестеров работал в Уфе, будучи сильно простуженным.
Дверь на чердак – будто временной портал. Прямо из квартиры вдруг попадаешь туда, где хранятся бытовые артефакты стольких поколений, что даже не сосчитать. Люди живут в этом здании уже 250 лет, и это самый старинный жилой дом в Уфе.
«Эти все балки со времен Суворова, это ничего не менялось. Кладка вот вся их». Суворов в этом доме действительно был. В годы Пугачевского восстания он тайно прибыл в Уфу.
Это здание на главной в то время улице Большой Казанской (сейчас она известна как улица Октябрьской революции) построил известный владелец заводов Иван Демидов, вклад которого в экономику страны высоко ценил сам Петр I.
И время доказало слова Демидова – дом пережил многое. Но, как в один голос уверяют жители, здесь никогда не было серьезных драм и трагедий, а потому и легенды вполне безобидные. Местные жители искали здесь купеческий клад и потайной подземный ход, который якобы вел прямо к Белой.
И, пожалуй, самая красивая мистическая легенда связана еще с одним старинным сооружением в Уфе. Водонапорная башня в районе Телецентра. Была построена в 1901 году на так называемой Семинарской горе и снабжала город водой по деревянным трубам, остатки которых находят до сих пор.
В советские годы в башне разместили обсерваторию, для этого сверху надстроили специальный купол. Студенты БГУ наблюдали отсюда за звездами через мощный телескоп. Но уже в 80-е годы башня оказалась заброшена, несколько раз горела, и здесь случались вполне реальные криминальные истории: например, убийство двух студенток в 2008 году. А местный житель по имени Федор рассказал нам свою версию появления призрака в белом.
Нам также рассказали, что здесь часто погибают животные, а птицы рядом с башней теряют ориентацию. Подобная странная история случилась прямо у нас на глазах. Во время съемок в башню залетел голубь, затем он много раз пытался взлететь, но так и не смог, а после и вовсе упал в колодец. Достать его оттуда нам не удалось, а когда мы вернулись сюда на следующий день, птица уже была мертва.
Сейчас статус башни не определен, что с ней будет дальше, неизвестно. Но ее по праву можно назвать одной из главных достопримечательностей Уфы, ведь это старинное таинственное сооружение первым встречает многих гостей башкирской столицы.
Кадры программы с «призраками» являются постановочными, кроме кадров с камер видеонаблюдения в музыкальной школе № 1 им. Наримана Сабитова.