60 лет спустя гражданин Израиля Леон Рубин привез свою семью в Россию, чтобы поклониться тем, кто помог выжить, и возложить цветы на могилу матери, умершей от тифа в годы войны. 218 еврейских жителей белорусской деревни Долгиново в 1942 году перевел с оккупированной территории за линию фронта наш земляк, уроженец Благовещенского района Николай Киселев. На пять лет Оренбургская земля дала семье кров, работу и надежду на счастливое будущее. В «списке Киселева» был и семилетний Леонид Рубин.
Леон Рубин приехал в деревушку Чернышовка Оренбургской области вместе со своей большой семьей после многолетних поисков. Он помнил, что мама похоронена за рекой у села Ташла. В 1957 году перед отъездом семьи в Израиль старший брат поставил на могилу памятник. Но поиски осложнились тем, что в Оренбургской области есть 2 населенных пункта с названием Ташла, а еще Ташлы в Башкортостане.
Дети и младшие родственники Леона говорят на иврите и на английском. Их связывает с Россией только история рода. Но Великая Победа у нас одна на всех. Значит, и память – общая. Невозможно забыть, как родная деревня в Белоруссии превратилась в гетто, как прятались в погребах от расстрела, как целый месяц ночами пробирались к нашим, и дошли немногие.
Следующий пункт их путешествия – Москва, могила советского офицера, политрука Николая Киселева, которого называют русским Шиндлером, только жил он не в Германии, а в Советском Союзе.
Автор: Татьяна Краснова