Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на встрече Премьер-министра России Дмитрия Медведева с главами субъектов. Заседание состоялось в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи.
Хочу сказать, что и это не панацея. Но стараться находить новые формы работы с людьми, вовлечь их в экономику, не заставить, а создать интерес для такой работы– вот, наверное, наша главная задача.
Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Добрый день!
Несколько слов о результатах прошлого года. Индекс промышленного производства в республике составил 102,6процента, инвестиции в основной капитал– почти 104,5процента. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета выросли на 11,5процента.
Это не чемпионские цифры, но солидные и значимые для большой республики, большого бюджета, где каждый процент очень весом и зрим. Мы считаем, что это неплохие результаты. В этих результатах в известной мере помогли сокращение льгот, эффективное использование земли и имущества, легализация занятости, погашение задолженности.
Республика в 2017году взяла на себя обязательства перед федеральным Правительством по дальнейшему совершенствованию бюджетной системы, социально-экономической политики в целом. Соглашение подписали, начали работать.
Уверен, что мы с этими задачами справимся. Кроме того, понимаем, что если выполняем свои обязательства, то получаем хорошую дотацию из федерального бюджета. Считаю такую практику правильной.
Коротко остановлюсь на некоторых вопросах финансовой политики. А именно на наполнении бюджета, вопросах, связанных с оптимизацией льгот и экономии расходов.
Доходы бюджета. По-настоящему управлять доходами в части значимого воздействия на налоговый процесс у регионов пока возможности нет. Финансовые планы, налоговая политика, отчётность и стратегии крупнейших предприятий для нас закрыты. Мы с ними работаем в варианте переговоров, уговоров, просим не снижать объёмы налогов. Пока это даёт результат, но на самом деле возможностей регулировать не очень много.
10процентов– это налоги малого и среднего бизнеса. Так практически в любом субъекте страны. Фактически это те доходы, которыми мы можем реально управлять. Малый бизнес в республике сегодня– это 30процентов занятых в экономике, 20процентов валового регионального продукта и только 10процентов налогов.
Реально ли поднять долю налогов малого и среднего бизнеса до 15-20процентов в ближайшие пять-десять лет? Вопрос риторический. Сложно это делать. Конечно, эту работу нужно выполнять. У нас в республике по каждому ключевому министерству, городу и району разработаны дорожные карты по росту доходов и повышению эффективности расходов.
Каждый муниципалитет индивидуально работает с малым, средним бизнесом, расположенным на его территории. С каждым! 500предприятий– значит, работа с 500предприятиями, тысяча предприятий– значит, с тысячей! Вообще говоря, эффект есть. Мы видим это.
Наш опыт Министерство финансов страны уже тиражирует и в других субъектах. То есть эти дорожные карты стали востребованы. Это план, дорожная карта, где всё расписано, всё понятно. И в этой части такая работа проводится.
Все дорожные карты сведены в единую программу оптимизации бюджетных расходов с учётом как наработанных, так и новых практик. И мы видим результат– не сотни миллионов, а по 2016году мы получили плюсом порядка 2-2,5млрд рублей. Для нас это неплохие цифры.
Понимаю, что ещё больший эффект дало бы вовлечение тех 20процентов населения, которые хотят открыть бизнес, но не делают этого по разным причинам. Это на самом деле «золотая жила», которую ещё надо вскрывать и с которой надо работать. Здесь есть интересные предложения.
Льготы. В республике оценка их эффективности проводится на регулярной основе. С 2012года региональные льготы сократились в два раза– с 6 до 3млрд рублей. Дальнейшее сокращение затруднительно. Мы уже подошли к пределу. Мы понимаем, что социальные льготы трогать нельзя. Если государство не поможет малоимущим, инвалидам и пожилым, то кто ещё поможет?
Льготы для малого и среднего бизнеса носят скорее психологическое значение, но не экономическое. Наш опыт показывает, что прямой корреляции, зависимости между льготами и активизацией предпринимательства пока нет. Льготы вводим, отчитываемся, но не видим роста доходной части бюджета, поскольку количественно и качественно бизнес не растёт в той мере, в какой мы даём ему льготы. Видимо, нужно время. Но бизнес не уменьшается, это тоже хорошо. Это, может быть, и действие льгот.
Оптимизация, экономия сегодня, пожалуй, наиболее действенный инструмент бюджетной политики. В этой части понимаем, что оптимизация должна быть не в ущерб людям. «По-живому» резать нельзя. А надо в этом направлении спокойно, чётко, продуманно работать.
Например, жилищно-коммунальный комплекс республики. Модернизация этой сферы с 2013года позволила сократить объём выпадающих доходов предприятий коммунальной отрасли в два раза– с 3 до 1,5млрд. рублей. А к 2020году мы хотим полностью ликвидировать выпадающие доходы в этой части, и передавать в концессии, государственно-частное партнёрство ит.д. Нам всё это ясно.
Строительство– большая статья расходов. Здесь мы ориентируемся на типовые проекты. Давно эту работу начали, уже пять-шесть лет назад. Школы, детские сады, поликлиники– только типовые проекты. От всяких излишеств, помпезных строений отказались. Отказались от бассейнов в школах, детских садах, потому что это всё неэффективно. В конечном итоге это даёт миллиарды рублей экономии.
Далее. На аутсорсинг мы выводим такие интересные вещи, как социальное обслуживание на дому. Мы передали эту функцию в республике автономным некоммерческим организациям. В эти структуры переведено две тысячи социальных работников. В результате повысилось качество услуг, расширился их спектр, экономический эффект за два года достиг 0,5млрд рублей.
Теперь передаём в негосударственные организации вспомогательные функции учреждений бюджетной сферы– уборка, охрана, столовые ит.д. У нас 45тысяч таких рабочих мест. План этого года– 20тысяч рабочих мест (школы, больницы, детские сады) вывести на аутсорсинг. И мы понимаем, что для нас это тоже будет приличная экономия.
Надо вовлекать население, деньги населения. У нас в этом году при патронаже Правительства Российской Федерации начинается очень важный проект «Формирование комфортной городской среды». Очень хорошая, нужная, важная программа. Но к этой программе надо привлекать деньги населения.
Мы в прошлом году проводили подобную работу. У нас есть программа поддержки местных инициатив– 500млн рублей. 64,5миллиона собрало население– по 100, 200, 1000рублей. Это очень хорошие цифры, хороший отзыв людей на эти программы. Надо, конечно же, и дальше помогать, понимая, что это 10-20процентов от стоимости этих объектов. Но принципиально важно психологически вовлечь людей в эту работу.
В целом, конечно, вовлечь население в активную экономическую жизнь является нашей сверхзадачей.
Говоря о предпринимательстве, хотел бы, Дмитрий Анатольевич, обратить внимание на следующее. Мы забываем, что в Европе, в ряде стран Запада буквально сейчас начинается и хорошо разворачивается работа по социальной экономике, экономике солидарности.
На этих предприятиях существует кооперация, коллективная собственность. В Европе– 180тысяч кооперативов, в которых работает 4,5млн человек. Франция: сектор социальной экономики обеспечивает 10процентов ВВП, 2млн рабочих мест, 14процентов занятости в частном секторе.
Мы сегодня говорим: предприниматель, малый бизнес ит.д. Но не идёт народ. Мы говорим, что хотели бы видеть там 20процентов населения, но не идут. Давайте мы постараемся создать им условия для кооперирования. Если он боится остаться один с окружающей действительностью, давайте организуем коллегиальную форму ответственности. Не ООО, где два-три хозяина, а 100человек– кооператив. Это их предприятие. Всю прибыль, которую они получают, направляют на развитие.
Таких материалов и таких предложений много. Есть Европейская конфедерация промышленных и сервисных кооперативов. 50тысяч кооперативов, 1,5млн работающих человек. Цифры там громадные.






