Они устанавливают бюст Салавату Юлаеву в Торонто, учат швейцарцев танцевать, как Нуриев, и покрывают золотом стрелу северного амура в Лейпциге. Истории башкир, продвигающих национальную культуру за рубежом, – в специальном репортаже БСТ.
Уфимский фонтан семь девушек. Встреча с родными здесь – символична. Ведь именно язык танцев помог сломать ей границы. Знаменитой «Бурзяночкой» в своем исполнении Гузель почти два десятилетия назад покорила швейцарскую публику, а вместе с тем и сердце музыканта симфонического оркестра, профессора консерватории Даниэля Гобе. Теперь у нее двойное гражданство, а творческой семье – трое детей, у которых тюркские имена – так настояла мама. А в собственности в Женеве – лошадь. Дочь Лилия уже двойная чемпионка Франции по конкуру.
Ученица советской балерины Нинель Юлтыевой танцевальные номера за рубежом сначала ставила на воде – занималась со сборной Швейцарии по синхронному плаванию, готовила к международным соревнованиям. Теперь занятия у станка у Гузель Гобэ – уроженки деревни Тиряклы Архангельского района – своя хореографическая школа в Женеве, которую она назвала именем знаменитого земляка – просто и громко – «Танцуем как Нуриев».
Направление студии: от модерна до классического балета. Воспитанники – выходцы со всего бывшего СССР. Будучи в Уфе, Гузель решила пройтись по коридорам училища имени Рудольфа Нуриева, где когда-то звезда мирового балета начинала и сам. В планах – привезти швейцарских ребят на «Нуриевский фестиваль» в Уфу.
Афиши балетных постановок на французском языке с фамилией хореографа из Башкортостана теперь разлетаются по Европе. Воспитанники школы Гобе, а им с 2 до 14 лет, уже доросли до гастролей. А вот соотечественники, которых Гузель удалось объединить в общественную организацию «Свифт Урал», от Швейцарии до Урала, просят ее исполнить непременно башкирский танец. Это гвоздь программы европейского сабантуя.
Желание чувствовать себя как дома и стало причиной покупки, которую сам кинорежиссёр Насур Юрушбаев называет бесценной. А вот соседи посчитали сделку вот уже 40 лет гражданина Германии не иначе как сумасшествием. Кто бы думал, что этот деревенский деревянный домик, порог которого переступил ещё будучи юношей, и, казалось бы, навсегда он будет выкупать в европейской валюте, лишь бы не отошел чужим. Вот оно – проявление тоски по родине.
Здесь далеко до европейского комфорта – вода и газ до деревни дошли недавно. Вместо привычного для немцев гладкого асфальта, во дворе растет высокая трава, за окнами – тишина, которую прерывает разве что крик поющего петуха. Но, по словам Насура, именно такие незначительные детали начинаешь ценить на чужбине.
Житель того же немецкого города – Лейпцига – Ирек Баишев уголок Башкортостана решил создать в самой Германии. Собиратель музея башкирской истории продвигает культуру своего народа в странах Европы. По его инициативе появились сразу два памятника башкирским воинам в Дрездене и Лейпциге. Ирек – член исторического клуба «Любизар». Военные реконструкции, которые организуют в немецких улочках не проходят без его участия. И это только начало.
Стрела из золота – опять же смелая идея Ирека, которую он же и воплотил в жизнь. Ее установили на шпиле церкви Святого Лауренция, вместо той, что была запущена сюда из лука "Северных амуров", возвращавшихся с победоносного похода ещё в начале 19 века. Принц Карл Гюнтер, усомнившись в боеспособности башкирского лука, предложил сделать показательный выстрел, указав рукой в сторону кирхи. Стрела батыра, попавшая точно в цель, и стала для жителей Шварцы символом свободы и независимости. Со временем она сгнила – её тут же заменили на железную, но она поддалась коррозии. Ирек Баишев стрелу озолотил, и тут же установил табличку на немецком и башкирских языках, чтобы память о "северных амурах" в Германии жила вечно.
Храбрость и непобедимость башкирских воинов стало и объектом изучения голландца Юрна Буйсмана. Его прадед был бургомистром местечка Вийе, которое от наполеоновского нашествия освобождали как раз таки башкирские отряды, известные как «Северные Амуры». Сейчас господин Буйсман с супругой являются хранителями музея «Гелвинг» в Амстердаме. Там действует большая экспозиция, посвященная событиям тех лет. Собран уникальный архив документов.
Башкирам-освободителям в королевстве Нидерланды в прошлом году был открыт памятнике. На берегу Эйссела, именно в том месте, где башкирские войны более 200 лет назад форсировали реку с сильным течением, построив понтонный мост из лодок, и потом в быстром темпе освободили несколько близлежащих городов и добрались до Амстердама.
Поисковая система HalalGuide помогает организовать путешествия для мусульман со всего мира. Где можно поесть вкусную и в то же время разрешенную пищу, в каком отеле можно остановиться, как культурно отдохнуть, не нарушив нормы шариата и где приобрести сувениры, чтобы привезти друзьям из путешествия. Уроженец Баймака Айбулат Янтурин называет себя одним из партнёров проекта. 9 лет назад впервые оказался в Великобритания, и остался там жить и работать.
IT-технологии и международная торговля – сфера его деятельности. Задача, которую он ставит перед собой сам, – популяризировать среди иностранцев Башкортостан, в том числе и в туристической сфере. Так на карте международного проекта, участниками которого являются десятки стран со всех континентов, появились мечети, халяльные кафе, магазины с мусульманской атрибутикой в Уфе.
А вот Альберт Давлетов продвигает за рубежом на новый уровень науку. Его альма-матер – Уфимский авиационный институт. В трудовой книжке – УМПО, канадская самолётостроительная компания Bombardier Inc, где с его участием были спроектированы порядка 40 лайнеров и вот теперь – Европейский Центр ядерных исследований – крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий, часть производственных площадок которого находится под землей.
Детали проекта, как и положено в этой сфере, Альберт не раскрывает, его команда работает над усовершенствованием Большого адронного коллайдера. Молодые умы, в числе которых и уфимский парень, нацелены догнать скорости света. По его словам, границ для тех, кто хочет заниматься наукой, не существует. Всё в руках самого выпускника.
Нет ничего невозможно – решили и наши соотечественники за океаном. Канада, город Торонто. В небольшой мастерской на берегу озера Онтарио турецкий скульптор создает бюст Салавата Юлаева. Так захотели земляки, собрали средства, нашли мастера, чтобы даже за тысячи километров национальный герой родного Башкортостана был рядом.
Пока бюст в глине, затем будет отлит в металле и займет достойное место на постаменте. О башкирских корнях не приято забывать. В этом году по инициативе семьи активистов из Уфы – Самерхановых – в Канаде был создан свой курултай. Ячейка, которая нацелена навести мосты между континентами. Сабантуй отныне включен в общегородские праздники Монреаля. Уфимские липы в исполнении теперь уже канадских башкир.
На V Всемирный курултай в Уфу делегаты прилетели из стран Европы, стран Азии и США. Там, за рубежом, у них семьи, дети, работа, но фраза «Едем домой» – для них всегда имеет лишь один смысл – возвращение в Башкортостан. Где всё, уверяют, другое – природа, звук курая, звон монисто, и даже запахи имеют особый колорит.
Рожденные в Башкортостане приветствуют друг друга теперь уже на разных языках. Спустя годы, пролетев тысячи километров, они снова на Родине, которую видели во сне, скучали по запахам, культуре, музыке, и, обнимая друг друга, готовы кричать во весь голос: «Как здорово снова быть дома!».
Автор: Альбина Хайруллина