"Химия была, но мы расстались". Так звучит название всероссийского проекта по поддержке людей с онкозаболеваниями. Сегодня я, Евгения Басова, нахожусь на съёмочной площадке проекта, чтобы побеседовать с одной из его героинь – уфимкой Ингой Письман, столкнувшейся в 2013 году со злокачественной опухолью молочной железы. Мы поговорим об очень непростых, но важных вещах: что чувствует человек, который узнал о том, что у него рак, и как найти силы для борьбы с ним.
В России проходит кампания «Химия была, но мы расстались» в поддержку женщин с онкологическими заболеваниями. Ее цель — способствовать успешному лечению и реабилитации онкологических пациенток, используя фототерапию как метод психологической помощи. Проект направлен на то, чтобы разрушить стереотипы и страхи, связанные с онкодиагнозом
Инга, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о себе. Кем Вы работаете, чем занимаетесь?
Я работаю учительницей, веду обществознание в школе №15 уже 34 года.
Когда Вы узнали о диагнозе, и как восприняли его?
Впервые диагноз был поставлен в 2013 году, и я узнала от дочери, потому что поехала в Израил наводить красоту, и во время установки этой красоты мне была удалена фиброаденома, которая оказалась злокачественного опухолью. Дочь мне позвонила, я полетела снова в Израиль, была операция. Потом в России проходила лучевую химиотерапию, и на долгих 7 лет я в принципе забыла уже о заболевании. Тогда реакция была, как будто все не взаправду, так сказать. Я ночь проплакала, подошла к зеркалу и приняла решение бороться. 7 лет все было хорошо, и в 2020 году у меня рецидив, вот тут было тяжеловато, потому что никак не думала, что ко мне вернётся эта болезнь. Снова операция, снова лечение, химия и лучевая. Сейчас я в ремиссии второй год. Надеюсь, что теперь уже на долгие годы.
Да, вера в лучшее и оптимизм очень важны!
А по-другому никак. Это такая болезнь. Мы о ней забывать не должны, но и не зацикливаться. Поверьте, за эти долгие годы, с 2013 года столько людей ушло с онкодиагнозом от инсультов, инфарктов и от депрессии, а не от онкологии. Эта болезнь немножко про другое, она про психологическое состояние, в том числе. Поэтому я стараюсь помочь очень многим женщинам, я их называю «мои подопечные», показываю, что жизнь продолжается, и лысая голова после химиотерапии – это даже можно воспринимать с юмором.
Инга, Вы сказали, что занимаетесь поддержкой женщин, столкнувшихся с онкологией. А кто поддерживает Вас?
Вы знаете, вся Вселенная поддерживала: мои замечательные дочь и зять, мамочка моя, муж и мои все ученики, выпускники, и замечательный, самый лучший хирург. Вы понимаете столько людей желали мне добра и жизни, что я просто не могла их подвести. Я должна была выжить и дальше творить добро.
Инга, расскажите, что изменилось в вашей жизни, когда диагноз был поставлен?
Я старалась жить той жизнью, которой жила. Единственное я, наверное, умерила пыл в работе, то есть, если я работала 24 на 7, то сейчас чуть-чуть убавила нагрузку, но заниматься спортом я не прекращала. Я лежала на химиотерапии и проводила онлайн-уроки. А по-другому никак! Если на этом зацикливаться, я думаю, что будет только хуже. Как моя жизнь поменялась? Я проверяю, то есть все на контроле. А общем, никак жизнь не поменялась, потому что рак – это не повод менять свою жизнь.
Инга, сила вашего духа просто восхищает! Я правильно понимаю, что вы решили принять участие в проекте "Химия была, но мы расстались", чтобы своей историей, своим примером показать людям с онкологией, что это не приговор и нужно жить дальше?
Я такой человек, мне так легче. Есть люди, которым легче держать в себе. Иногда предлагаю свою помощь, и некоторым людям это нужно, а не некоторым – нет, они хотят справиться с этим сами. Я – экстраверт в чистом виде, поэтому я, конечно, охватываю все, что могу охватить, ну и учительский стаж 34 года тоже дает о себе знать. Поэтому, когда я узнала о проекте, естественно, двумя руками была за. Как не поучаствовать? Надо же как-то дать понять людям, что жизнь продолжается!
Что бы вы сказали тем людям, которые впервые столкнулись с онкологическим диагнозом?
Наверное, сказала бы, что будем жить. Конечно, слова и примеры тех, кто живёт, - это очень важно, но человек должен сам с собой договориться и не решить, что сможет, что это заболевание лечится. У меня очень много знакомых, у которых была первая стадия, они пришли на первый курс химиотерапии и умерли от сердечного приступа. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Я предлагаю женщинам, которые узнали о диагнозе подойти к зеркалу и сказать: «Где рак, и где я?». И, конечно, проверки. Слава Богу, у нас в Башкирии сегодня все есть для того, чтобы узнать о заболевания на ранней стадии. У нас замечательный онкоцентр. Конечно, лучше туда не попадать, но там все на высшем уровне, я бы сказал, на мировом уровне. Поэтому, бороться и искать, найти и не сдаваться, как говорится! С пионерским задором!
Дорогие слушатели, с вами была Евгения Басова. Сегодня мы вели диалог с Ингой Письман, участницей проекта "Химия была, но мы расстались". Будьте здоровы и счастливы!