Россияне стали чаще обращаться к психологам. Онлайн-сервисы психологической поддержки зафиксировали большой рост обращений по поводу тревожности стресса, растёт также количество запросов о личном развитии, выгорании и поиске себя. В эфире проект своими словами у микрофона Талгат Хамзин. Сегодня у нас в гостях директор Республиканского молодёжного социально психологического и информационно-методического центра Галина Ануфриева. Мы поговорим о культуре обращения к психологам и о том, какую помощь могут оказать людям доктора души.
Галина, здравствуйте!
Добрый вечер!
Лет 10 назад обращение за консультацией к психологу считалось чем-то постыдным. Если ты ходишь к такому специалисту, значит, ты больной, ненормальный. Те, кто обращались, ходили на приёмы и, наверняка, старались это не афишировать. Галина, сейчас ситуация как-то изменилась?
Да, вы совершенно правильно заметили, и мне ваша первая фраза понравилась «доктора души», впервые это услышала, и мне очень приятно, что вы уважаете профессию психолога. По поводу запроса, вы совершенно правы. По итогам исследования 2022 года, на 46% выросли запросы о психологической помощи. Все чаще обращаются по самообращению, то есть, когда не посоветовали, не привели или это необходимо по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних или прочих социальных структур, а когда человек сам ищет. Действительно, если раньше считалось, что сходить к психологу это что-то постыдное, что-то с тобой не так, то сейчас, иметь своего терапевта, психолога становится модным.
Сейчас достаточно ли специалистов?
Нет, недостаточно, потому что до сих пор не принят закон о психологической помощи. Ещё пока в Российской Федерации нет закона, который регулировал бы нормы, сколько психологов положено, например, на количество взрослого населения, детского. Сегодня, например, запись на приём к психологу в нашем центре расписана на полтора месяца вперёд. Знаю, что такая же ситуация и у коллег в других центрах.
Галина, ваш центр оказывает поддержку только молодёжи?
Наша целевая аудитория – люди от 14 до 35 лет. Когда мы работаем с несовершеннолетними от 14 до 1, это ещё дети, и здесь вопросы касаются детско-родительских отношений, взросления, поиска себя, профессиональной ориентации. Также мы работаем дальше, с теми, кто старше 18. Это время личностного самоопределения, построение взаимоотношений, в этот период молодые семьи зарождаются, уже могут быть и кризисы, связанные с молодой семьёй, рождение собственных детей. И молодые семьи в нашу категорию входят, и несовершеннолетние, и просто молодые люди, которые уже не дети, но ещё не взрослые.
Помощь бесплатная?
Да, наш центр оказывает услуги бесплатно. Дальше, если ты хочешь глубинные вещи прорабатывать для себя с более частыми встречами с консультантом, поддержкой, то она может быть уже в рамках договорённости.
Галина, вы можете выделить 3 основные проблемы, с которыми к вам чаще всего обращаются?
Большая часть, порядка 50%, - это личностные проблемы и проблемы детско-родительских отношений. Вторые по значимости – проблемы взаимоотношения полов, то есть сейчас молодые люди с трудом и входят в отношении, и не умеют их завершать достойно. Семейные проблемы – порядка 16%, и примерно 10% - это стрессовое расстройство и даже суицидальное поведение, мысли и намерения, что вызывает особую тревогу у нас, у специалистов.
Как вы считаете, с чем это связано?
В связи с последними событиями, да и со всей политической ситуацией, общемировыми событиями многие потерялись и не видят, для чего они живут, для чего учатся, как в дальнейшем их жизнь будет обустроена. Молодой человек приходит с этими мыслями: «А зачем я учусь? И зачем я вообще живу?».
Что касается подростков, какие они? Можете набросать портрет среднестатистического представителя поколения зуммеров.
Сейчас зуммерам важно ментальное здоровье, особенно девушкам. У современного подростка огромный запрос на честность, на честный разговор с родителями о своём взрослении, об отношениях – это сейчас очень важно для них. Но чаще всего родители либо считают, что ты ещё не вырос, либо тебе это не нужно знать, либо ещё что-то, и такой честный диалог есть не каждой семье, что очень обижает подростков. Мы проводим проект «Репродуктивное здоровье несовершеннолетних», это 9-11 класс. Разговариваем о важном, о такой теме, о которой дома не все разговаривают, правда? И когда на личных консультациях я, допустим, с девочками работаю, а психолог-мужчина работает с мальчиками, у нас гендерный принцип, то основное, о чем они говорят, почему мы никогда об этом не говорим дома, почему людям, которых я вижу впервые в жизни всего два часа, я готова рассказать все. Когда мы родительское собрание проводим по итогам этого проекта, то даем такое интересное правило «8-10-22» - это 8 прикосновений в день, 10 минут глаза в глаза разговора, это очень много, это очень много, да, но когда мы пьём чай, разговариваем вдвоём, то можем себе позволить 10 минут, и 22 дня для закрепления этого навыка. И на родительском собрании отмечают родители, что на самом деле это не так сложно, но у нас нет этой нормы, нам не привили ее, и мы со своими детьми поступаем не так. Либо мы начнём поворачиваться лицом к нынешнему поколению, либо оно отвернётся от нас.
Галина, расскажите, каким образом можно связаться с Республиканским молодёжным социально-психологическим центром и получить помощь и поддержку?
Мы работаем на республику, в Уфе наш основной офис находится на Пархоменко, 133/1, у нас есть активная страничка ВКонтакте, плюс есть телефон, по которому можно записаться всегда, 276-5612. Кроме того, у нас есть филиалы по республике – в Стерлитамаке, Баймаке, Дюртюлях, в селе Верхние Киги.
Спасибо, Галина! Напомню, в эфире был проект «Своими словами». О культуре обращения к психологам и о том, куда можно обратиться за помощью специалистов, нам рассказала директор Республиканского молодёжного социально-психологического и информационно-методического центра Галина Ануфриева. Передачу вёл Талгат Хамзин. До встречи!