Здравствуйте, в студии Алина Гилязова. В этом году аграрии Башкирии собрали рекордный урожай зерна – более 5 млн тонн. С учётом падения объёмов экспорта рекордный урожай для аграриев стал головной болью. Кроме того, он выявил ряд проблем в аграрном секторе республики. Сегодня мы об этом поговорим с заместителем премьер-министра правительства республики Ильшатом Фазрахмановым.
5 млн тонн зерна - рекордный урожай. Хотелось бы узнать, Ильшат Ильдусович, это хорошо или плохо?
5 млн тонн зерна впервые с 1986 года. Конечно, хорошо, когда много, но это все-таки вызов. Он обнажил очень много проблем, особенно мы видим, во-первых, нехватку мест хранения; далее, явно нам не хватит в будущие годы, когда будет влажно, сушилок зерна. Мы видим, что категорически не хватало грузовых автомобилей, особенно зерновозов. Соответственно, не хватало и людей, чтобы обслуживать эти 5 млн тонн. В этом году просто нам повезло, что в целом мы смогли убрать, разместить урожай, и сегодня идут уже нормально продажи этого продукта.
А сколько республике требуется зерна, чтобы обеспечить себя и, как говорится, про запас?
Наша внутренняя потребность – приблизительно 2,2 млн тонн. В основном – это корма для крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. Очень много «кушают» свиноводы и птицеводы, крупные наши компании. Часть идет на семена, а все остальное необходимо продать. Объём продажи, если примерно посчитать, что 3 млн тонн зерна делим на 60 тонн, получим цифру, сколько вагонов и сколько составов надо продать. Даже если мы очень сильно захотим и начнём сегодня продавать, то это до лета следующего года можно делать.
Ильшат Ильдусович, рекордный урожай зерна, позволит снизить цены на хлеб и корма для животноводов, или цена вообще не зависит от урожая?
К сожалению, получается, что на сегодняшний день у нас предложений огромное количество на нашем рынке по зерновой группе. Например, в январе этого года стоимость была от 18 до 20 тысяч рублей за тонну, а сегодня от 6 до 8 тысяч. Но при этом затраты никто не снижал, а в них входит резкий подъем цен на запасные части, на дизтопливо. растёт цена. Очень дорогим стал кредит, особенно в марте месяце. Хорошо, что сейчас все устаканилось, и мы смогли эти вопросы решить. Как быть в этом случае агариям? При этом зерна мы произвели в 2,5 раза больше, чем сами потребляем. Подсолнечного масла мы произведём где-то в 7 раз больше, чем мы потребляем, сахара – более чем в 3 раза больше. То же с молоком и мясом. У нас, по идее, кризис перепроизводства – это новый вид кризиса, с котором тяжело сталкиваться. Понятно, когда есть дефицит на рынке, мы просто производим и заполняем его, а когда мы производим и не можем продать, а когда мы не можем продать, когда много товара на рынке, цена будет дешёвая. Это минусуется определенная сумма с каждого килограмма. Возникает у агрария вопрос, зачем ты работал, зачем ты столько вкладывать, чтобы получить прямой убыток?
Вы уже сказали, что большой урожай выявил ряд проблем в сельском хозяйстве – это нехватка транспорта, переработки и хранения. А как планируется решать данную ситуацию, и есть ли уже какие-то конкретные проекты, которые начнут работать в ближайшее время?
Учитывая то, что раньше таких объёмов не было, необходимости строить элеваторы и инвестировать в это направление не было. В этом году уже где-то "напольники", где-то элеваторы, а где-то так называемые "банки" будем ставить. За последние 5 лет у нас появилось около 10 новых объектов. В конце 2023 года мы ожидаем начало выпуска новых элеваторов. Производитель, который сегодня строит завод, это белорусская группа компаний «АМКОДОР». Они будут выпускать примерно 4 линии до 40 единиц ежегодно. Мы уже договорились, что все, что будет произведено в Республике Башкортостан, имею ввиду элеваторы, будет проходить через Росагролизинг с наценкой максимум 3% и ключевую ставку будет обслуживать минсельхоз России.
Ильшат Ильдусович, сейчас идёт спецоперация. Многих она коснулась, в том числе затронули и аграрный комплекс. В годы Великой Отечественной войны аграрии получали бронь, так как они обеспечили продовольственную безопасность. В этот раз у работников бронь есть?
Бронь существует в основном в пищевой промышленности, там, где идет непрерывное производство, а также на тех предприятиях, в которых постоянно есть животные. Мы собрали всю информацию, кому необходима бронь, проводим через комиссии, и обеспечиваем индивидуальный подход к каждому. Сегодня 48 тысяч человек работает на сельхозпредприятиях. На сегодняшний день 700 мобилизованных наших парней из аграрного сектора. Так как это те люди, которые реально работают на селе, на их плечах держится производство, особенно в сельской местности, мы индивидуально отрабатываем по тем специальностям, которые необходимо оставить, потому что кроме них никто сделать не может. Возьмем к примеру, осеменатора, главного агронома или зоотехника. Что ему там делать, когда он здесь нужен? Ведь кормить страну тоже надо. Продовольственная безопасность тоже стоит во главе угла.
Ильшат Ильдусович, спасибо вам за ваши ответы! У нас в гостях был вице-премьер правительства республики, министр сельского хозяйства Башкортостана Ильшат Фазрахманов. До встречи в эфире!