Башкирия занимает 2 место в Приволжском федеральном округе по количеству образования отходов, причём только 44% было направлено на переработку. С чем это связано? Об этом мы поговорим сегодня в программе «Своими словами» с Ниязом Фазыловым. В студия Алина Гилязова. Здравствуйте!
Нияз Мансурович, вот уже 4 года в республике проходит «мусорная реформа». В республике 4 региональных оператора, которые занимаются вывозом мусора. Перед каждым из них стояла не просто задача организовать вывоз мусора, но и создать отрасль по переработке. Почему тогда только 44% отходов было отправлено на переработку?
Могу сказать, что больше половины, около 70%, по-моему, мусоросортировочных комплексов были построены до 2019 года. Говорить об их современности мы пока не можем. Говорить о том, что они много вторичных ресурсов извлекут тоже не приходится. Работают они на 10% от собственной мощности, от этого и показатели, что у нас меньше половины мусора, который вывозится, направляется на сортировку, и даже тот мусор, который сортируется, , по моим подсчётам, сортируется, не более 8% в целом. Здесь в комплексе необходимо рассматривать вопрос. Возьмем, к примеру, обычный пакет с мусором. Он влажный, значит там есть жидкости и так далее. Из килограмма мусора максимум можно 10% извлечь. А если мы с вами сложим пластиковые бутылки, бумагу, картон отдельно, жидкие отходы – отдельно, то из этого первого пакета мы сможем 80% извлечь. Мы должны стремиться к этому. Я, к примеру, дома организовал один пакет для общих отходов и второй – для сухих, куда складываются бутылки из под молока, какая-то бумага, стеклянные бутылки. Это все необязательно выбрасывать ежедневно. Скорее всего это и является оптимальным вариантом.
А как ещё, на ваш взгляд, можно замотивировать людей на раздельный сбор мусора?
Ещё, конечно, хотелось бы, чтобы у нас как можно больше предпринимателей занялись темой пунктов приёма вторичного сырья. Из пока всего лишь 16 фандоматов и 55 пунктов. Вопрос мотивации в том, что люди будут идти туда, когда это будет экономически целесообразно. Если ты приносишь большой пакет со стеклянными бутылками и за это получаешь 10 рублей, то мало кто, наверное, на второй-третий раз захочет это делать. Конечно я не могу говорить за всех, но мне очень нравится история с фандоматам, когда это все привязано к системе лояльности в магазинах. Сдавая вторичный ресурс, можно получить определённый дисконт или скидку в торговой сети. И все это в купе с экологическим просвещением.
Нияз Мансурович, вы уже упомянули фандоматы, и сказали, что в нашей республике их установлено 16 штук. В каких городах они установлены, как они себя зарекомендовали, и планируется ли расширять данный опыт?
Фандоматы есть в городах Октябрьский, Нефтекамск, Белебей, и сейчас в Туймазах устанавливают. Этот преимущественно западная зона, где региональный оператор активно инвестирует в подобного рода проекты. Фандомат – это, на самом деле, история, связанная с просвещением и популяризацией вторичного сбора. Если сравнить стоимость приобретения данного фандоматы со стоимостью вторичных материальных ресурсов, то срок окупаемости фандомата, наверное, перевалить лет за 10. Все-таки ориентир здесь больше имиджевый и просветительский, нежели экономический. При этом мы ориентируем всех региональных операторов на то, чтобы эта работа продолжалась. Необходимо стремиться, чтобы у нас в каждом городе, в каждом торговом объекте были фандоматы. Вы видите крупные федеральные ритейлеры, строительные магазины стремятся к тому, чтобы появлялись пункты вторичного сырья и так далее.
Вы говорили, что мусор нужно собирать раздельно – бумагу, пластик, пищевые отходы. При этом жители в социальных сетях не раз писали, что мусор с контейнерных площадок забирает одна машина. Как вы это объясните?
Я всем предлагаю, на той же площадке «Леруа Мерлен» посмотреть, что же все-таки там в контейнере – не всегда там пластиком лежит с пластиком, а со стеклом – стекло. Всегда есть смешанные отходы. Все это в конечном счёте попадает на сортировку. Всех приглашаю на мусоросортировочные комплексы, куда приезжают машины со вторичными ресурсами. Дальше пластик делится по цветам, стекло делится по цветам, бумага тоже сортируется. У нас три контейнера – стекло, пластик, бумага, а фракции, которые можно извлечь из этого, около 40. Пугаться этого не надо а жителям необходимо объяснять. Я считаю, что держать отдельную машину для стекла, для пластика, для бумаги нецелесообразно, потому что на мусоросортировочном комплексе происходит досортировка и направление по фракциям.
На ваш взгляд, контейнеры для раздельного сбора мусора приживутся?
Могу сказать, что система раздельного сбора однозначно даст свои результаты в среднесрочной перспективе. В краткосрочной – не уверен, что это произойдёт. Все должно идти параллельно с системой мотивации, возможности приёма вторичных материальных ресурсов и использования этого.
Сейчас очень много используют полиэтиленовых мешков. В советские времена использовали бумагу для упаковки. Рассматривается ли сейчас вопрос по использованию биоразлагаемой упаковки?
Полиэтиленовые мешки – самая сложно перерабатываемая и самая сложно утилизируемая фракция. Кроме того, это самая низкомаржинальная. Вы знаете, федеральный законодатель уже несколько лет обсуждает вопрос расширенной ответственности производителей и отказ от полиэтиленовых пакетов. Я абсолютно поддерживаю эту идею, потому что все это в итоге неперерабатываемое, сложно утилизируемое, потому что загрязнённые пакеты практически не поддаются переработке. Их невозможно ни отмыть, ни переработать. Конечно, мы за то, чтобы у нас происходил отказ от такой упаковки и переход к перерабатываемой экоупаковке, или хотя бы разлагаемой упаковке. Эту идею мы поддерживаем. Мы долго говорим про расширенную ответственность производителя, когда каждый производитель упаковки будет платить «утилизационный сбор», и мы будем понимать, что в цене данного пакета или бутылки заложены деньги на утилизацию. Конечно, мы ждём изменений в федеральный закон, и это позволит нам направлять примерно 30% отходов на переработку.
Спасибо большое за ваши ответы! У нас в гостях был министр экологии республики Нияз Фазылов. На этом прощаюсь! С вами в студия была Алина Гилязова. До встречи в эфире!