Более 500 работ от лучших художников графики со всего мира. Музей Нестерова готовится к десятой выставке «URAL PRINT TRIENNIAL». Как в нынешних условиях удалось собрать работы с 5 континентов, в эфире «Своими словами» узнаем у куратора юбилейной выставки Ирины Оськиной. Меня зовут Юлия Гай. Здравствуйте!
Ирина Николаевна, нынешняя выставка – часть большого, почти тридцатилетнего проекта. Расскажите, что будет представлено на триеннале?
Мы решили, что десятую триеннале, поскольку она юбилейная и последняя, решили сделать выборочную, то есть избранные произведения из всех тех, которые были собраны с 1995 года в музее Нестерова: 55 стран, 200 авторов и около 500 работ.
Эти авторы не приезжают, а работы находятся в фонде музея?
Да, они собирались с 1995 года. По условиям триеннале эти работы остались навсегда. Просто когда-то в условии триеннале я вписала такую графу, что участник, который проходит в основную экспозицию, то есть 2 тур, оставляет свои работы навсегда в музее Нестеова.
Мне кажется, что их цена довольно высока сейчас на рынке современного искусства?
Коллекционеры обычно говорят, что отдельная работа стоит одну цену, а если это цельная коллекция, то и цена уже другая. Дорогостоящая коллекция… Особенно в сегодняшней ситуации, попробуйте найти где-нибудь в России ещё такую большую коллекцию мировой современной гравюры.
Вы, будучи куратором этого проекта, подарили музею многомиллионный фонд?
Это не я. Это подарили художники. Им спасибо огромное!
Вы можете поподробнее рассказать, как устроена выставка, как её правильно смотреть?
Поскольку выставка очень большая по составу, то, естественно, тех залов, что отводятся в музее Нестеров на втором этаже, нам, конечно, не хватит. Поэтому я поделила коллекцию на музей Нестерова и его филиал «Ижад» в Черниковке. По возможности, чтобы страны представлены все были и там, и тут. Представлены все техники гравюры: ксилография, литография, линогравюра, офорт.
У вас, как у куратора, есть любимые работы?
Да, есть. Во-первых, мне очень нравится гран-при триеннале 2001 года – это Алисия Кандиани, аргентинка. Айк Грегорян, Армения. Правда, он живет в Испании. Также звезда первой величины Владимир Зуев из Нижнего Тагила, у него очень интересные работы. Замечательные работы графика Александра Григорьева, Беларусь.
А уфимская школа графики присутствует?
Да, конечно, это и Камиль Губайдуллин, и Ольга Самосюк, Айрат Терегулов, Ренат Минибаев, это и Рамиль Маглиев.
Скажите, графика – это умирающая, уходящая натура?
Нет. Собственно говоря, в 90-е годы, в конце этого периода, когда очень сложно было графикам выжить, мы и закрутили этот проект. Я просто побоялась, что мы потеряем графиков. А потом уже после триеннале интерес графики в школах художественных активизировался очень.
На триеннале более 500 работ представлены. Хочется узнать, какая тема волнует современных художников?
У мексиканцев, например, очень уважительно относятся к теме смерти. Наши художники ведут философствование на тему неустойчивости мира.
Кому бы вы порекомендовали обязательно посетить выставку?
К сожалению, у наших зрителей мало насмотренности в плане графических работ, живопись же более понятна. Графика чаще черно-белая, но она интересна тем, что можно разглядывать штрих, сюжет. Я думаю, что это на любую публику: будет интересно и школьникам, и студентам, и коллекционерам гравюр. Я люблю, когда зритель уходит с выставки с массой вопросов, которые, если на выставке не нашёл ответ, то пытается прийти домой и в интернете найти или где-то в книгах прочитать. Это значит, что выставка дала пищу для размышлений. Собственно говоря, у искусства ведь никогда никто и не отбирал этой замечательной функции – развивать человека. Видите, время очень непростое, и сегодня то, что мы показываем весь мир в этой выставке – тоже очень важно. Мы никого не отменяем, ничью культуру!
Это была куратор десятой «URAL PRINT TRIENNIAL»Ирина Оськина. Эфир вела Юлия Гай. Загляните в Музей Нестерова с 22 декабря, чтобы понять, как художники смотрят на этот мир. До встречи!