Геопарк "Янган-Тау": что даст Башкирии сотрудничество с ЮНЕСКО?

Стало известно, что заявку Янган-тау в качестве получения статуса геопарка одобрили. Весь Салаватский район, а это более 1700 кв.км, войдут в глобальную сеть. Это первый в России геопарк. Как происходило мероприятие по получению статуса, что это даст региону, в какие сроки планируется закончить все организационные работы - об этом в эфире телеканала БСТ рассказал министр природопользования и экологии РБ Илдар Хадыев.

Фото №1 - Геопарк "Янган-Тау": что даст Башкирии сотрудничество с ЮНЕСКО?

Равиль Ватолин:

Если говорить о геопарке, что же это такое?

Илдар Хадыев:

Понимание, что такое геопарк пришло к нам не сразу. Мы видели, что это особая категория охраняемых территорий с определенными ограничениями. Стало понятно, когда мы провели Экологический форум в 2017 году. Эксперты, которых мы пригласили сказали о том, что это, во-первых, территория развития, в которой обязательно должна быть геологическая составляющая, объекты международного значения в геологическом плане; во-вторых, на любой территории есть богатая история, культура, этнография и местное население. Надо понимать, что вся эта программа работает на пользу тех людей, которые живут на территории геопарка. Всё ради них.

Равиль Ватолин:

Что даст создание геопарка региону?

Акции БСТ

Илдар Хадыев:

Геопарк не первый в России. Первым этапом является создание регионального геопарка. Мы его создали в октябре 2017 года, а до нас успели создать геопарк на Алтае, была попытка в Краснодарском крае, в Дагестане. Но Башкирия первая, которая по всем критериям Юнеско смогли организовать работу внутри геопарка. Это всё, что связано с историей, культурой, с услугами, с предпринимательством внутри Салаватского района. Под огромным патронажем самого санатория всё это легло в основу номинационного досье, и оно было рассмотрено и одобрено.

Равиль Ватолин:

Как проходило мероприятие по получению статуса геопарка?

Илдар Хадыев:

Само мероприятие называлось «Генеральная конференция глобальной сети геопарков Юнеско». Она гораздо шире, чем просто рассмотрение заявок различных стран. Там участвовало более 60 стран. На сегодняшний день было создано 140 геопарков сети Юнеско. Кроме них было порядка 30 стран претендентов в статусе региональных геопарков. Башкирия была одним из них. Мы смогли оформить заявку должного качества, от нас этого никто не ожидал. Мы оказались в рассмотрении комиссии геопарков Юнеско на данном мероприятии. Само мероприятие рассматривает развитие геопарков в разных аспектах: с точки зрения чрезвычайных ситуаций, защиты геопарков. Тема туризма является главной. Общим для всех геопарков является неописуемой красоты местность. Янган-тау, конечно же, не хуже. В нашем геопарке оказались целых три объекта международного значения – Мечетлинский разрез, Лаклы и Большая лука. Многие мировые величины в геологии, палеонтологии, археологии видят наш огромный потенциал, и заявка одобрена благодаря оперативной, эффективной работе команды: самого санатория Янган-Тау, муниципального района – Салаватского района. Это стало миссией, идеологией всех людей, которые там живут. Экспертов удивляло только, почему свежая краска и свежий бетон. Мы говорили, что ждем гостей всегда и обновляем, наводим порядок. Данная работа была проведена в кратчайшие сроки. Российские геопарки до уровня заявки сети Юнеско еще не дошли.

Фото №2 - Геопарк "Янган-Тау": что даст Башкирии сотрудничество с ЮНЕСКО?

Равиль Ватолин:

Если мы говорим о рассмотрении заявки, то наша заявка была рассмотрена в рекордные сроки. Обычно на это уходит порядка 4-5 лет для того, чтобы сформировать эту заявку, для того, чтобы ее рассмотрели, потом отправляют на различные корректировки. У нас получилось, что всё было в рекордные сроки, и эксперты не нашли ни одной ошибки.

Илдар Хадыев:

На самом деле, мы работу геопарка, и работу над номинационным досье начали практически одновременно. Вот в этом весь секрет. Геопарк в качестве регионального должен не менее 1 года существовать, работать. После этого рассматривается заявка и номинация. Уже к октябрю месяцу, когда нам исполнился год, уже отработали заявку. И, соответственно, мы чисто юридически не может нарушать устав геопарков Юнеско. Соответственно, заявка одобрена, а сама возможность юридическая наступает в 2019 году.

Равиль Ватолин:

Если говорить о курорте «Янган-Тау», многих экспертов беспокоил вопрос: «Что будет с этим курортом, изменится ли его статус?»

Илдар Хадыев:

У руководства курорта «Янган-Тау» была своя мотивация в данном проекте, поскольку надо было расширять границы. Потенциал самого курорта должен быть распространен и в отношении всего района. И наоборот, потенциал самого санатория «Янган-Тау» увеличивается благодаря тому, что, всё, что есть в районе – история, культура, все ценности, геологические объекты, они работают на имидж санатория. Соответственно, это другая рыночная ниша тех людей, которые приедут туда лечиться. У геопарка основная составляющая именно в части курортолечения были налоги, другая составляющая – богатейшее геологическое наследие Салаватского района. С другой стороны, это история, родина Салавата Юлаева. Там очень мощная национальная составляющая сохранена в виде множества обрядов, сказаний, одежды башкир. Это всё является основой комплексного развития территории Салаватского района, где выигрывают и санаторий, который приобретает международное звучание, и Салаватский район, его жители.

Равиль Ватолин:

Что можно будет увидеть в этом геопарке? Что будем представлять нашим гостям и туристам в том числе?

Илдар Хадыев:

Во-первых, любой геопарк это очень красиво. У всех районов республики своя уникальная история, археология, культура. Всё это лежит на «полке» и не служит на благо развития всего этого района. В геопарке «Янган-Тау» работает на благо развития тех людей, которые там живут. Возможность приобретают крестьянско-фермерские хозяйства. Люди с любой точки земного шара благодаря этому статусу увидят возможность реализовать свой интерес. Сами по себе услуги туристические, рекреационные, лечебные. В части такой возможности они приобретают другой уровень, потенциал.

Равиль Ватолин:

На этих территориях нельзя строить гостиницы, пускать конные маршруты, квадроциклы. Каким образом здесь будем поступать? Смогут ли туристы посещать геопарк?

Илдар Хадыев:

Ради международного туризма вот этот проект направлен в первую очередь. Чтобы соизмерять баланс природы и развития, для этого существует зонирование территории. То есть будут определены зоны, где работают эти все ограничения. Будет найден разумный баланс и развития и охраны природы – это концепция устойчивого развития. Она имеет генеральную линию функционирования геопарков. Это устойчивый туризм, это всё, что связано с нагрузкой на природу, но только четко организованных тропах, и в соответствии с регламентом, который всегда будет на страже контролирующих органов. Некоторые законы внутри геопарков могут не соблюдаться. Конечно хотелось бы, чтобы внутри геопарка было особое внимание тех контролирующих структур на порядок. У европейцев другой подход – все законы, которые находятся в зоне деятельности геопарка – они соблюдаются. Необходимости нового закона нет. Нам хотелось бы учитывать европейскую модель.

Фото №3 - Геопарк "Янган-Тау": что даст Башкирии сотрудничество с ЮНЕСКО?

Равиль Ватолин:

Нужен ли федеральный законопроект для создания геопарка и подачи заявки?

Илдар Хадыев:

Наш пример одобрения заявки уже говорит о том, что есть такой путь создания геопарка в регионе, есть путь, который соответствует всем критериям и требованиям Юнеско в номинационном досье. Есть пример, что такая заявка одобряется и мы будем первым, одобренным в проекте геопарков Юнеско, регионом. Нам пока не мешает отсутствие законов, мы имеем все шансы стать геопарком со статусом Юнеско.

Равиль Ватолин:

Что даст району это присвоение статуса? Насколько это полезно для региона?

Илдар Хадыев:

Само мероприятие позволило республике прозвучать на этом поле деятельности. Это практически семья и она объединяет 60 стран. Если мы окажемся в глобальной сети геопарков Юнеско, о нас узнает весь мир, с точки зрения туристического направления, научного, образовательного, культурного. Это в разы повышает экономическую составляющую. Одним из требований является наличие бизнес-плана. Он сейчас есть, и потенциал будет огромен.

Равиль Ватолин:

Насколько сегодня у туристов есть запрос на подобные места, курорты?

Фото №4 - Геопарк "Янган-Тау": что даст Башкирии сотрудничество с ЮНЕСКО?

Илдар Хадыев:

Благодаря разносторонности развития геопарков достигается комплексный эффект. Наши уникальные Уральские горы - старейшая система, она подарила нам уникальные объекты геологии. Мечетлинский разрез, который претендует на статус «Золотого гвоздя», это определённый период земной истории. Это привлекает научное сообщество. Эксперты видели, как наши местные жители гостеприимны, какие они блюда готовят, какой кумыс, мёд. Это своя ниша интереса. Оказалось, что в Янган-Тау, в Салаватском районе, целых 24 музея, в которых вся история и богатство этого района. За год были сделаны 170 различных указателей, визит-центр. Всё что имеет предпринимательскую активность, должно многократно вырасти. Многие должны найти свою нишу в этой деятельности.

Равиль Ватолин:

Закладываются ли деньги в бюджете республики на развитие геопарка. Какими суммами можно апеллировать?

Илдар Хадыев:

Территория развития была обсуждена и у Главы Республики на научном совете, в Правительстве, и принята в основу. Всегда отдельно рассматривается программа сельского хозяйства, лесного хозяйства. Здесь собрано комплексное развитие по всем направлениям, которое дает потенциал с этих затрат. Они не страшные, они ложатся на красивую геологическую основу, на местность, на всё, что притягательно. Это направление развития в республике будет поддержано и нашим руководством. Дальше будет продолжена работа по другим объектам, где потенциал геопарков может быть раскрыт.

Равиль Ватолин:

Не обойтись без участия предпринимательского сообщества. Нужно будет строить гостиницы, рестораны, точки питания, сувенирные лавки. Готовы они?

Илдар Хадыев:

Сама идеология, сама миссия она стала уже не просто в головах отдельных руководителей, она стала пониманием предпринимательства и просто людей. Под такой поток туристов многие здесь задумаются, какие проекты, какие объекты, формы активности могут быть выгодны.

Равиль Ватолин:

В какой срок будет закончен геопарк?

Илдар Хадыев:

В октябре нам уже год, как региональному геопарку. В 2019 году мы получаем шанс статусом Юнеско подкрепить эту работу. Соответственно, эта работа уже началась. Уже есть визит-центр, есть 20 новых троп, которые были организованы в этом году, есть гиды из местных жителей, которые готовы свои объекты, музеи представлять для любых туристов. Работа началась, и идет в полную силу. Эксперт Юнеско проверит, насколько мы отвечаем заявленным требованиям и приоритетам. Сегодня уже сама по себе территория Салаватского района, Янган-Тау уже является определенной лечебной и туристической меккой. Потенциал всего этого многократно возрастет.

Фото №5 - Геопарк "Янган-Тау": что даст Башкирии сотрудничество с ЮНЕСКО?

Равиль Ватолин:

Когда Янган-Тау получит статус Юнеско?

Илдар Хадыев:

Это зависит от того, когда соберется комиссия, исполнительный совет геопарков глобальной сети Юнеско. Мы сделали всё, прошли все этапы номинирования, и нам не нужно будет повторно проходить это. Мы просто получим какие-то рекомендации в декабре месяце, которые отработаем. Самое главное, что подтверждена геологическая ценность международного значения, номинационное досье одобрено.

В июне месяце Экологический форум будет посвящен геопаркам. Пройденный нами путь будет очень интересен, как мы смогли этот путь пройти. Будем ждать подтверждения, поддержку руководства нашей республики. Многие эксперты поучаствуют и поделятся опытом, а мы будем иметь свои дивиденды.

Уфимская волна
Рули трезво: как в Башкирии борются с пьяными водителями