В Башкирии бизнесмен разобрал старинную церковь на кирпичи

В Стерлитамаке бизнесмен разобрал старинный памятник архитектуры и построил из его кирпичей дорогу. Под колёса ушла часть лютеранской церкви, которая служила некоторое время ещё и мельницей. О вопиющем случае сообщили активисты Архзащиты. Блогеры возмущены: мол, на дворе уже далеко не 30-е годы, так почему же разрушается храм? Кто топчет историю – разбиралась корреспондент Башкирского спутникового телевидения.

Фото №1 - В Башкирии бизнесмен разобрал старинную церковь на кирпичи

Путь на экскурсию к старинной церкви буквально выложен из истории. Строительным материалом для дороги стали кирпичи, из которых когда-то был построен храм. Тревогу подняли блогеры. Активисты Архзащиты негодуют: мол, над историей глумятся все в округе. Вот ещё: по соседству вырастает теплица в стиле лофт, по мнению общественников, она тоже построена из старинных кирпичей.

От объекта культурного наследия едва остались стены. Памятник, который хранит историю, сейчас служит скорее сараем, в котором хранятся строительные материалы.

Строительство церкви началось в 1910 году. По некоторым предположениям специалистов, это могла быть кирха, то есть – лютеранский храм. В 30-е годы, когда начались гонения на церкви, владельцем здания стал купец Михаил Симонов. Он переоборудовал недостроенный храм под паровую мельницу. Она проработала около 30 лет и была заброшена. За ремонт храма взялись верующие. Поставили крышу и небольшой купол. Работы длились несколько месяцев. Специалисты предполагают, православные, скорее всего, надеялись, что здесь, на окраине города, их попросту не найдут.

Павел Егоров, краевед: «У неё, что интересно, на рубеже 50-60-х годов была построена звонница. Она была невысокая, потому что высокую строить не разрешали на тот момент, в то тревожное время. И советские власти города Стерлитамака опомнились, и стали выдавливать и вытеснили православную общину Стерлитамака и из этого здания».

В июле прошлого года церковь, она же Симоновская мельница, официально обрела статус памятника архитектуры. А значит, в соответствии с федеральным законом об объектах культурного наследия постройка подлежит государственной охране. Снос такого здания запрещён.

Ильнур Лукманов, начальник отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан: «27 января к нам в управление поступила информация о том, что ведётся демонтаж данного объекта. Нашим управлением были проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, в ходе которого было установлено, что действительно ведётся разбор данного объекта, кирпичи расчищаются».

К слову, стоимость старинного кирпича на порядок выше современных. Ценность измеряется уникальностью. Коллекционер Денис Сабиров рассказывает: в Питере и Москве за такими экземплярами и вовсе идёт охота. Одни собирают и хранят старинные кирпичи в качестве экспонатов, другие – используют для строительства новых зданий или для дизайнерского оформления помещений.

Как получить 250 тысяч вместо земельного участка многодетным семьям в Башкирии

Денис Сабиров, коллекционер: « Когда его в распиле режут, у него интересная фактурность появляется. То есть я вам сейчас показать не могу. То есть его надо смотреть в распиле, у него там разнообразие такое происходит. Каждый кирпич он неповторим: где-то его подварили – он стал темнее, где-то не доварили наоборот. За свою красоту он и привлекает дизайнеров, коллекционеров».

Разбирать исторический памятник в конце прошлого года начал владелец постройки. В 2011-м году здание выкупил местный предприниматель Андрей Лейхнер. По словам бизнесмена, приобретение было сделано исключительно с благими намерениями – мужчина собирался восстановить здание.

Андрей Лейхнер, предприниматель: «Приехал эксперт, который сказал, что если я сейчас не начну это разбирать всё, то отслоившиеся части, которые не стянуты, которые завалены – они упадут, и могут люди пострадать».

По словам предпринимателя, прежде чем начать разбирать здание на кирпичи, он обратился в администрацию Стерлитамака за градостроительным планом. В документах чёрным по белому: на территории по адресу: Халтурина, 192 нет памятников истории и культуры. Эту информацию подтверждают в отделе архитектуры и градостроительства.

Наталья Винклер, начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Стерлитамака: «Объект по адресу: Халтурина, 192 не включён в перечень объектов культурного наследия».

Выясняется, что по документам Симоновская мельница значится по адресу: Юсупова, 1. По сути бюрократическая ошибка и вызвала такой резонанс. Кто виноват – в ситуации предстоит разобраться правоохранителям. К слову, за порчу архитектурного памятника может грозить уголовная ответственность. Например, недавно осудили жителя Нефтекамска. В 2017-м году он сравнял с землёй кирпичную постройку 19-го века в Краснокамском районе. Здание входило в число 26 объектов «Николо-Березовского архитектурного комплекса». На его месте мужчина построил бревенчатый жилой дом. Уголовное дело было направлено в суд, а прокуратура потребовала возместить причинённый ущерб.

Елена Шаталова, старший помощник прокурора Краснокамского района: « Согласно расчетам, ориентировочная стоимость восстановительных работ утраченного объекта культурного наследия превышает 3,5 млн рублей».

Разрушенная церковь стоит около слияния трёх рек – Белая, Ашкадар и Стерля. По одной из версий, именно с этого места начинал строиться Стерлитамак. Спустя годы территория обросла частными домами, район считается окраиной города. О старинном храме рассказывали на федеральном телеканале. На всю страну Андрей Лейхнер говорил, что мечтает восстановить культурный памятник. Тем не менее, о заброшенном здании сейчас знают разве что чиновники, активисты и краеведы. Так может пора вспомнить свою историю?

Автор: Лилия Курбанова

Уфимская волна
Пенальти